Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам. (Мф. 6. 31–33).
Григорий (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский
Нехристианские попечения о временном
Пища, питье, одежда и, по нашему холодному климату, жилище составляют необходимую потребность нашей жизни. Это известно всем. Кто не старается об удовлетворении этих потребностей жизни, тот скоро подвергается бедности, болезням и делается виновным в сокращении великого дара Божия — жизни.
Таким образом, нет сомнения, что нам не только можно, но и должно печься о приобретении себе пищи, питья, одежды и жилища. Впрочем, это наше попечение никогда не должно быть подобно попечению языческому. Вот мысль, заключающаяся в сказанных словах Господа!
Мы часто поступаем совершенно против сказанных слов Господа. Наши попечения о пище, питье, одежде, жилище, или о телесном и временном, часто бывают совершенно подобны языческим и посему весьма грешны. На эти нехристианские попечения о телесном и временном, в предостережение многих, хочу обратить общее внимание.
Наши попечения о телесном и временном бывают подобны языческим, во-первых, тогда, когда мы, прилагая попечение о телесном и временном, не печемся о благосостоянии нашей души. Предпочитать тело душе никогда не должно. Почему? Причина очень понятная. Наше тело есть только орудие нашей души и само по себе, без души, безжизненно и бесчувственно. То, что дает нашему телу жизнь, что в нем чувствует и приводит его в движение, есть наша душа; следовательно, всю важность в нас составляет душа, не тело. Правда, в будущей жизни будет блаженствовать или мучиться и тело, но для того, чтобы от того было сладко или горько душе: блаженство или муку чувствует, собственно, не тело, а душа. Посему самое первое и самое главное наше попечение должно быть обращаемо на нашу душу. Но, к несчастью, многие люди поступают не так. На удовлетворение потребностей своего тела они употребляют целые дни, недели, месяцы и годы, а на потребности души едва-едва иногда обращают внимание, да и то весьма нерадивое. Многие родители стараются день и ночь, чтобы доставить телесное пропитание своему семейству, но чтобы доставить ему пищу душевную, снабдить его спасительными истинами, расположить его к добру и укрепить в добре, о том или нимало не стараются, или стараются весьма мало. Чтобы прилично одеть себя и своих детей, они стараются весьма заботливо, но чтобы украсить себя и своих детей истинным благочестием, о том у них почти нимало нет заботы. Итак, когда при попечительности о теле душа оставляется в небрежении или даже совсем забывается, тогда попечение о теле не есть христианское и весьма грешно.
Наши попечения о временном бывают подобны языческим и грешны, во-вторых, тогда, когда мы хотим иметь у себя потребного для здешней нашей жизни больше, нежели сколько нужно.
Человеческая природа может быть удовлетворена весьма немногим; посему очень многие люди, у которых имущество ограниченно и почти ничтожно, всегда довольны, спокойны и веселы; напротив, люди, у которых имущества очень немало, бывают недовольны, беспокойны и скучны. Почему эти вполне достаточные люди не бывают так же довольны и веселы, как те, у которых имущества мало? Потому что они увеличивают свои немногие естественные нужды множеством таких нужд, из которых каждая не более как прихоть, но которые, однако же, сделались у них необходимыми и ненасытными. У них есть одежда, чтобы прилично прикрыть свое тело и защитить его от вредного влияния непогоды, но им этого не довольно: они хотят иметь прекрасное платье, и притом еще не одно и не два. У них всегда есть здоровая пища, которой они могли бы совершенно достаточно насытиться, но им не довольно пищи простой: они хотят пищи дорогой, кушаньев многих и вина. У них есть и деньги, по их состоянию достаточные, но они день и ночь неусыпно стараются умножать их, нередко, кажется, только для того, чтобы не иметь времени стараться о своей душе. Они подобны страждущим водяной болезнью, которые тем больше желают пить воды, чем больше ею наполнено их тело. Кто не назовет попечения таковых людей истинно нехристианскими и грешными? Святой Апостол говорит: Имея пропитание и одежду будем довольны тем (1 Тим. 6, 8).
Наши попечения о временном бывают подобны языческим и грешны, в-третьих, тогда, когда мы, слишком много стараясь о временном, не полагаемся притом на Промысл Божий.
Везде видим людей, которые не щадят никаких трудов для снискания себе телесного пропитания. Хотя Бог доныне еще никогда не оставлял их без пропитания, но они всё с каким-то страхом и боязнью смотрят на будущее и мучают себя заботами, иногда лишающими их всякого спокойствия. «Теперь у нас еще не много детей,— говорят многие отцы и матери,— но нам уже и теперь довольно трудно содержать их. Что будет, когда они у нас умножатся? Теперь наши дети еще малы — и на них нужно уже так много, что, удовлетворяя их нуждам, мы должны отказывать во многом самим себе. Что мы будем делать тогда, когда они подрастут и потребуют больше? И что, если мы еще сделаемся больными и не в силах будем приобретать нужное? Что, если умрем, не оставив детям ничего? Как они будут без нас жить на свете?» Иной человек совершенно не имеет детей, однако ж и он говорит: «Когда-нибудь я состарюсь и не в силах буду доставать себе пропитание — чем тогда стану жить? У других есть дети, у меня их нет,— я буду совершенно беспомощен!» Так многие мучаются заботами о своем будущем пропитании, как будто нет Бога, о них пекущегося. Язычники не знали истинного Бога, не знали, что у нас есть на небесах премудрый, всемогущий и всеблагой Отец, посему им несколько простительны были излишние заботы о временном; но как простить их христианину, воспитавшемуся в недрах истинной веры, которая удостоверяет нас, что Божие Провидение непрерывно бдит над сохранением всех созданий, а особенно человека?
Братья, слишком заботливые о своем пропитании! Исторгайте из своего сердца все излишние попечения о временном, и если ваше сердце станет сильно тревожить вас опасением будущей бедности, то обращайте свое внимание на открытую перед вами природу. Здесь тотчас везде встретите вы явные доказательства отеческого Божия Провидения. Всякая птичка в воздухе и всякий цветок на лугу стыдят вас, говоря: «Смотрите, как печется о нас наш Создатель!
Неужели Он не печется о вас, о лучшем и любезнейшем Своем создании?» Если этот сильный голос не тронет вас, то читайте слово Божие — и вы найдете в нем сильное подтверждение этого голоса всех созданий. Бог сорок лет питал израильтян в бесплодной пустыне хлебом небесным (Исх. 16, 35); Илие Он доставлял пищу посредством ворона (3 Цар. 17,6); четыре тысячи человек Он напитал семью хлебами и пять тысяч — пятью хлебами (Мф. 14,17-21; 15,36-38 и др.). Этот Бог жив; Его щедрая десница еще не сжалась. Почему вы не уповаете на Него? Неужели, думаете, Он не знает, что вам нужны пища, питье, одежда и жилище, или не может и не хочет дать вам Свою помощь в ваших нуждах? Нет! Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом,— сказал Спаситель (Мф. 6, 32), а у Него есть столько силы и доброты, чтобы помочь вам! Я был молод и состарился,— говорит пророк,— и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба (Пс. 36, 25). Посему святой апостол Петр говорит вам: Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5, 7). Братья! Всякое наше попечение о своем пропитании без упования на Божий Промысл грешно и делает нас недостойными Божьего благословения.
Наши попечения о временных потребностях бывают грешны и подобны языческим особенно тогда, когда для удовлетворения их употребляем непозволительные средства.
Всегда бывали и в наше время есть люди, которые нимало не трудятся и, однако ж, хотят быть сыты, несмотря на то что человеческому роду еще в первом его родоначальнике было заповедано Богом: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3,19). И святой Апостол сказал: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10). Леность, праздность и бездейственность так овладевают некоторыми людьми, что они бегают от всякого труда, как от язвы, и, однако ж, почти обыкновенно хотят жить гораздо лучше людей трудолюбивых.
Что же они делают? К стыду христианства и человечества, живут или милостыней, или кражей, или тем и другим вместе.
Иные люди хотя несколько и трудятся, но хотят одеваться чище, стол иметь роскошнее и жилище лучше, нежели как могут всё то иметь от труда честного. Что же они делают? Посягают на чужую собственность. Так поступают некоторые чиновники: несмотря на то что государство платит им за их труды небедно и обеспечивает их на время их старости, чтобы обогатиться, они обманывают начальство, кривят поручаемые им дела, теснят или даже обвиняют невинных и освобождают от суда виновных. Так поступают некоторые ремесленники и художники: изготовляя свои изделия худо или из худого материала, они продают их дорогой ценой, за хорошие. Так поступают некоторые торгующие: желая скорее обогатиться и иметь лучшее содержание, они просят с покупателей за свой товар двойную или даже тройную цену против того, чего он стоит, и берут такую цену, если покупатель, не знающий цены вещам, берет их товар. Так поступают многие работники и слуги: желая одеваться выше своего состояния или вообще удовлетворять своим прихотям, но не имея собственных на то денег, они окрады- вают своего хозяина или господина, у которого едят хлеб и без которого, может быть, не имели бы и того, что имеют. У всех таковых и подобного рода людей старание о своем содержании недостойно христианина и весьма грешно.
Наконец, подобны языческим и грешны попечения о своем пропитании у людей, которые думают, что всё зависит только от их трудов. Таких людей, к истинному сожалению, весьма много. Они употребляют все свои силы, трудятся день и ночь, терпят зной и стужу, нередко подвергают даже опасностям жизнь, обрабатывают свои дела со всем прилежанием, так что отнюдь нельзя обвинить их в небрежении о хозяйстве; но, трудясь таким образом, они думают, что уже всё сделано, думают, что у них и у семейств их ни в чем не должно быть недостатка, а о том, что добрый успех всякого дела зависит от Бога и что, если Бог не благословит трудов их, они не могут получить ничего, у них обыкновенно нет и мысли. Они трудятся без молитвы и пользуются плодами своих трудов без должной благодарности Богу. Братья! Не глуп ли тот земледелец, который, хорошо возделав свое поле и засеяв его хорошими семенами, думает, что всё уже сделано? Что может он получить со своего поля, если Господь Бог не благоволит даровать в надлежащее время дождя и солнца? Совершенно ничего! Существенно всё зависит от Бога. Если нет Его благословения над нашими трудами, то наши труды ничтожны и совершенно тщетны.
Итак, если желаем печься о своем пропитании благоразумно и по-христиански, то нам не должно употреблять никаких непозволительных средств; не должно ожидать всего только от собственных трудов, забывая Промысл Божий; не должно делать приобретений, служащих только к удовлетворению наших прихотей; а больше всего — не должно печься о земных нуждах больше, чем о нуждах души и о ее вечном спасении. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, ищите вечного блаженства и богоугодной жизни, ведущей к нему, и это всё — всё нужное для земной жизни — приложится вам, сказал жаждущий нашего спасения Господь (Мф. 6, 33). Аминь
Григорий (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Проповеди. Т. 2. Издательство «Булат», Тверь. 2013