Сегодня говорим о важности правильного произношения гласных звуков. Я подчеркиваю, что главной ошибкой при обучении чтению является отсутствие ОБУЧЕНИЯ произношению звуков, особенно гласных, т.е. традиционно не работают над произносительной стороной речи детей. Ну, вот подумайте, почему мы, изучая английский язык, например, заботимся о произношении каждого звука, стараемся правильно поставить язык, контролируем положение губ, челюсти, а изучая звуки русского языка, не вспоминаем об этом.
Обычная практика при обучении чтению: это показ картинки, например, «арбуз» и называние - это буква «А», скажите: А-а-а. Всё, работа над произношением закончилась. Дети произносят звуки, даже гласные, не раскрывая рта, не включая мышцы губ, щёк, на лице отсутствует лёгкая улыбка. Результат: не умеют читать и говорить правильно, чтение и речь не имеют чёткости, во рту «каша», произношение депрессивное и грустное впечатление от ребёнка. Что это значит? Значит, ждите проблем! Значит, ваш ребёнок может не избежать, ставших повсеместно распространёнными, учебных трудностей:
- дислексии (трудности чтения)
- дисграфии (трудности письма)
- дизорфографии (письмо с ошибками)
- не говоря уже о том, что такая речь, сама по себе, может крайне удручать окружающих.
Как помочь ребёнку?
- нужно найти дома настольное зеркало не менее 200-300 мм или 300 мм в диаметре для лучшего обзора органов артикуляции, поставить его перед собой;
- затем ПРОИЗНОСИТЬ гласный звук, правильно его артикулируя!
- СЛЕДИТЬ за работой языка, губ, челюсти, мышц щёк.
- СООТНОСИТЬ звук (фонему) с определённой артикуляцией, И помнить, что это важнейший момент при изучении звука;
- ПОМОГАТЬ ребёнку СОЗНАТЕЛЬНО запоминать свои ощущения;
- УЧИТЬ правильно ДЫШАТЬ и произносить на выдохе звуки –У, О, А, Э, Ы, И (см. пост «ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО»).
Помните:
- гласные звуки произносятся на мягком выдохе!
- практически все звуки (кроме У,О) произносятся с лёгкой улыбкой (согласные звуки С,З,И с широкой).
Практика: произносите гласные звуки (их 6 в русском языке) перед зеркалом, предварительно улыбнитесь.
ПОЕХАЛИ! Губы и язык занимают соответствующее МЕСТО, проверьте себя и покажите ребёнку:
У- Губы округлить, сильно выдвинуть вперёд. Кончик языка уходит от нижних зубов. Спинка языка выгнута.
О- Губы округлить и выдвинуть вперёд. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Спинка языка приподнята.
А- Рот широко открыть. Губы спокойны (не напряжены), не округлять. Кончик языка находится у нижних зубов.
Э- Губы растянуть в улыбке. Кончик языка находится у нижних зубов. Спинка языка приподнята.
Ы- Губы немного растянуть. Зубы видны. Кончик языка отходит от нижних зубов. Спинка языка сильно выгнута.
И- Губы в максимальной улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам. Спинка языка сильно выгнута.
Пропевайте гласные именно в этом порядке! И добавьте эмоций! Пусть это будет совместная игра! Получилось? Отлично! Используйте 3-5 раз один звук несколько раз в день, но следите, чтобы ребёнку было интересно, не доводите до усталости.
Сохраните этот пост, чтобы не потерять! Следуйте за мной, и ваш ребёнок будет хорошо читать и писать!
Расскажите о своём опыте изучения звуков с ребёнком, поделитесь эффективными играми со звуками, в которые играете с детками дома!