Сегодня хотелось бы провести некое продолжение разговора о человеке, а именно о свободе.
Свобода это чисто человеческий разговор, это составная часть антропологии.
Нет разговора о свободе там, где мы говорим о животных.
Любое "В мире животных", Дискавери и Энимал плэнет, со всей своей красотой современных камер, это не разговор о свободе.
Это разговор об однажды данном. О том, как сотворенное существо живет не задумываясь о способах добычи пищи, о способах скрыться от врагов, строительстве жилья и так далее. Этому их никто не учил.
Как говорил Василий Великий, никто не учил пчелу быть великим геометром, составляя ровные шестигранные соты. Это вложено, это дано.
Человек же существо свободное и только в человеческом мире есть речь о свободе, ее плюсах и минусах. Это страшный дар, как мы однажды говорили.
И вот для того, чтобы мы почерпнули для себя это отличие человека от животного мира, воспользуемся одной из рождественских проповедей Святого Иоанна Златоуста, да благословенно имя его в христианском мире.
Однажды он напугал свою паству тем, что говорил "Я не вижу людей".
В те времена, люди на проповедях вели себя довольно свободно, аплодировали когда им нравилось, спрашивали проповедника, что-то восклицали.
И люди спрашивали, как не видишь, вокруг же столько людей?
Нечто подобное говорил Диоген. Он зажигал фонарь и ходил по площади среди бела дня и спрашивал, где же люди?
Ему отвечали, вот же люди вокруг.
Он говорил, я не вижу людей. Я вижу похотливых жеребцов, обжирающихся медведей, хитрых лис, трусливых зайцев, ядовитых змей, вызывающих отвращение насекомых, но ни одного человека.
Святые отцы часто, очень творчески подхватывали эти образы и мысли эллинских мыслителей. Златоуст, так сказать, двинул в массы эту мысль, что здесь нет людей.
И вот он перечисляет разные свойства животных и потом говорит, медведь родившийся медведем навсегда останется медведем и только им. Они никогда не станет лошадью, никогда не будет собакой. Тот же домашний конь, необходимый в хозяйстве человеку, родившись конем, навсегда получил свои свойства. Он будет конем, в нем будет сила, но он не будет летать. В нем будет благородство и красота, которыми можно восхищаться, но он никогда не залезет под землю.
Человек же, рожденный самым слабым, но одаренный умом, может сочетать в себе все свойства животных.
Он может быть хитер как лиса и благороден как орел, ядовит как змея и силен и царственен как лев, это уже дело выбора.
Человек, действительно, способен быть всем, кем хочет. Вот это уже и есть, собственно, антропологическое отличие человека от всего животного мира, поскольку мы есть все.
Не зря греческие философы назвали человека микрокосмом (маленькой вселенной), ибо все что найдешь в огромном мире, найдешь в миниатюре и в человеке.
Когда мы читаем басни Крылова, Лафонтена, Эзопа, мы прекрасно понимаем, что это написано о человеке.
Когда в жаркий день, ягненок пришел напиться воды и там, по случаю, "голодный рыскал волк", мы понимаем, да и Крылов сам нам говорит, что "у сильного всегда бессильный виноват" это о людях.
Когда Осел, Козел, Мартышка и Косолапый мишка устроили квартет, мы понимаем, что здесь речь не о животных, это о людях.
Человек вполне изображается животным. Животное никогда не изображается человеком.
Современными учеными замечено, что когда мы смеемся над животными, когда нам кажутся смешными ужимки обезьяны или поведение тюленя, мы смеемся над ними только тогда, когда замечаем в них подобие с человеком.
То есть, наличие антропологического сходства рождает смех у зрителя.
Прошу вас обратить на это внимание, поскольку дарвинисты всех мастей, различные натуралисты и физиологи, уже примерно пару столетий пытаются смешать нас с животным миром.
Хотя весь мир, вся литература, весь опыт, накопленный человечеством, говорит нам о том, что человек стоит особняком от животного мира.
И в отношении к смерти, и в отношении к одаренности словом, и в отношении к религиозному чувству.
Как бы ни были умны, проворны и хитры обитатели различных фаун, у них нет храмов и нет богослужений.
У них совершенно особое отношение к смерти, которое не заставляет их плакать и печалиться, они живут пока живется.
Человек не животное, главным образом потому, что ему дана эта великая тяжесть и великая ноша свободы, где существует некое предложение.
Одни из ключевых слов Ветхого Завета это избрание Богом человека себе в общение. Когда Господь берет человека в разговор, в завет, в договор.
Жизнь и смерть предложил я тебе сегодня, благословение и проклятье. Выбери жизнь, чтобы хорошо было тебе и детям твоим при тебе.
То есть, наличие выбора предполагает свободу распорядиться этим предложением.
Человек может быть кем угодно. Он может летать в небе соколом и копошиться в земле как червь. Он может быть ядовит и целебен, может быть и медом и слезами, может быть отравленной водой.
Свобода это именно то, что делает мир таким разнообразным, красивым и вместе с тем, таким опасным.
(По материалам бесед с прот. А. Ткачевым)
Любви и Мира, братья и сестры!
Храни Вас Господь!
Подписывайтесь на Telegram-канал, чтобы увидеть больше!