Найти тему
Мозаика

Искусство, которое убивает Цискаридзе

Много лет назад я услышала отрывок интервью с Цискаридзе, в котором он говорил о манере привлекать к себе внимание, свойственной Волочковой. Якобы при очередном переезде Николай Максимович услышал от грузчиков, узнавших ее на одном из фото "Какая женщина...". Я тогда оценила сказанное им, но подумать о том, зачем вообще такой разговор у меня не было времени. Я все время пахала, как и миллионы жителей этой страны. Что-то посмотреть или послушать - только отрывками, на ходу.

Сейчас, много лет спустя, вспомнив о Цискаридзе к случаю (если б он не стал защищать Ефремова, я бы и не вспомнила), я взялась полистать подробнее: чем он занимался все эти годы? Балет вообще интересная тема и для меня, но не самая интересная. Последний раз я серьезно думала о нем лет в 8, когда захотела стать балериной, увидев чье-то выступление еще в далеком Советском Союзе.

-2

Такой про-о-остенький пост про кошку, если продолжать тему котов у известных, а порой и действительно великих: кот был у Бродского, коты были у Фредди Меркьюри - у последнего даже штук 8, но нигде там не найдешь таких дешевых заигрываний с публикой: "Спит она..., иногда просто на мне" - пауза - "миллионы менструи*ующих женщин" сказали "ах, какой мужчина... вот бы мне этой кошечкой обернуться".

Эта фраза о "миллионах менструи*ующих женщин" из фильма "Однажды в Голливуде", где герою Брюса Уиллиса было предписано сбрить бороду, а то его не узнают "миллионы...женщин", которые должны прийти не на фильм, а на него посмотреть, соответственно продюсеры не смогут заработать. Он - их символ обожания.

На самом деле пол часа полистав на ютюб ролики с выступлениями Цискаридзе я не увидела ничего, кроме павлина, детально вышагивающего правильные движения своими стройными прекрасными ногами. - Павлина, который безумно доволен своей состоявшейся жизнью - частной жизнью, частью которой стал балет. Балет - использованный для личных нужд. Нет там никакого вдохновения, устремления, - творчества.

-3

"Талантливость - это заметность" утверждает Цискаридзе, с весьма отвлеченным от сути примером о том, как даже "списать у кого-то или дать списать" не получалось, еще в школе.

А попробуйте по улице пустить пешком главаря ОПГ, как думаете заметен он будет? Если б еще Сталина живого пустить где-нибудь в иностранной глуши, где знают русо-туристо, но не знают историю России, не слышали о Сталине, - тоже поди все головы вывернули бы, потому что есть люди, которые приковывают взгляд к себе. В них что-то есть, чувствуется некая сила - но что именно это за сила, это уже другой вопрос.

Но Цискаридзе неумолим, будучи "очень стеснительным человеком" (о чем повторяет по несколько раз почти в каждом интервью) он прямо ухихикивается от своей "заметности" снова рассказывая про то как не мог списать -

-4
Рудольф Нуреев (Нуриев)
Рудольф Нуреев (Нуриев)

Талантливый человек правда может быть заметен, но иначе. Когда кажется, что в человеке что-то есть, даже если он молчит. Когда он не привлекает лишь своей яркой броской красотой, которая могла привлекать внимание к Цискаридзе еще молодому. Возможно и подававшему надежды. Но похоже получив аванс - он решил что "все", теперь все будет хорошо. В плане карьеры. Про настоящее вдохновение, что и есть творчество - можно забыть.

В посте "О Майе Плисецкой" есть немного верных слов, сказанных Майей Михайловной и очень много фотографий Цискаридзе и Плисецкой

-6

- "... танец - это не просто движения, это выражение настроения, характера", наверное, даже если Майя Михайловна добавила к сказанному, что это нужно помнить ВСЕГДА, более того - в каждую минуту своего существования, это все равно не запомнилось бы. Такие вещи запоминаются, если человек как-то честно организован, внутренне.

-7

Цискаридзе забыл о смысле этих слов. Это многословие из его уст о балете, уже какие-то весьма непонятные представления о талантливости... скажем так: если вы пришли искать балет - дальше по суху, самостоятельно. Если бы я в свои 8 лет увидела балет с Цискаридзе, когда он себя считает зрелым творческим человеком - в моей душе ребенка, перебирающего разные интересы, это ничего не разбудило бы. Только жажду успеха в самом примитивном смысле. Но детям такое не присуще, не в 8 лет.

Цискаридзе вышагивает на сцене с лицом массовика-затейника, для которого "Щелкунчик" - это культурно-развлекательное шоу. То же самое делает и его партнерша и вероятно все сегодня, кто "занимается балетом". Постоянная обыденная коммуникация с залом: "здрасте, очень рады что вы пришли.. смотрите какое я сейчас движение сделаю - оно сложное, но я сделаю легко и прекрасно"

-8
-9

Тогда как настоящий балет - это смотреть на зрителя глазами образа, который ты создаешь на сцене, да, не так часто смотреть, не в буквальном смысле.

Рудольф Нуреев
Рудольф Нуреев

По-настоящему талантливые люди умеют именно это - создавать образ, умели. Иногда мне кажется, что я смотрю черно-белые кадры из далекого прошлого, вот включив балет Нуреева или Плисецкой - как Валли, из одноименного мультика. Когда на земле остался только мусор и роботы, которые его разгребали, а в лице одного из роботов авторы мультфильма выразили всю тоску по происходящему и надежду, что человек не допустит такого (в мультфильме - что человек однажды вернется), потому как перспективы опустения Земли очень вероятны. Были кадры в мульте, когда Валли смотрел на каком -то "видеомагнитофоне" кадры танцующих людей. И пусть на первый взгляд в мультике обсуждается экологическая проблема. Но разве она не вытекает из потребительства, которое освоив простой "рынок" "просто вещей", которых будто нужно все больше и больше, взялось и за сложные вещи - творчество одна из его жертв. У очень многих людей не осталось представления о том, что значит мечтать, чувствовать настроение, как отличить настоящий танец от павлиньего шага, "ну я же не специалист"...

Плисецкая, "Дон Кихот"
Плисецкая, "Дон Кихот"

Настоящий танец настроение создает сразу - его не нужно "искать", долго "дегустировать", сравнивать движения с другими танцорами, оценивать степень сложности движений.

-12

И сложность техники поражает, но не так, как "сложность техники" и счастливое лицо "преуспевшего и в танце и в жизни", а как нечто такое сложное - но сделанное так легко, что совсем не отвлекло от создаваемого настроения. Как будто балерина ничего особенного и не сделала, хотя ты видишь, что это не так.

Нуреев и его партнерша кланяются залу
Нуреев и его партнерша кланяются залу

Цискаридзе не раз говорил (и продолжает говорить), что делать что-то модное - это плохо. Но, похоже, в жанре модного разговора он вполне преуспел: когда модно поговорить о всяких важных вещах. Причем - неумолкая!

-14

Рудольф Нуреев
Рудольф Нуреев