В интервью руководитель «Альфа Ромео Рэйсинг» Фредерик Вассер рассказывает о перезапуске Формулы-1, целях сезона, неопределенности гоночного календаря, ограничении бюджета с 2021 года, бизнесе Формулы-1 и рынке гонщиков.
Когда открылась база команды после ограничений из-за коронавируса?
«У каждой команды была своя дата, потому что мы не все одновременно закрывали свои заводы. Мы вновь открыли нашу базу 25 мая».
Как распределяется рабочая сила?
«Мы стараемся держать определенных людей с работой на дому. Они будут меняться от недели к неделе и от отдела к отделу. Мы возвращаемся к нормальной обстановке шаг за шагом».
Как вы думаете, когда вы сможете работать на заводе в обычном режиме?
«Надеюсь, очень скоро. Конечно, люди в домашнем офисе могут работать гибко определенным образом, но наступит момент, когда работу на дому выполнять будет невозможно. Тогда нам всем нужно будет вернуться в нормальный гоночный режим».
Насколько сильно кризис коронавируса ударил по команде?
«Прежде всего, никто из команды не заразился. Все здоровы и это самое важное. Воздействие на команду было более психологическим. Мы были готовы к гонке в Мельбурне, после чего нам пришлось справляться с перерывом почти в три месяца. Это был первый раз, когда кто-то из нас так надолго уходил от гонок. Мы увидим другие последствия с течением времени. Прежде всего, было важно, чтобы все в нашей команде были в безопасности».
Вы видите позитив в кризисе? Формула-1 должна была заняться очевидными проблемами и быстро их решить.
«Я не могу сказать, что этот кризис имел положительную сторону. Но из-за кризиса нам пришлось принимать серьезные решения. FIA и FOM проделали хорошую работу. Они приняли срочные решения относительно контроля, технических и спортивных норм, а также ограничения расходов. К счастью, мы нашли приемлемые решения».
Давайте поговорим о бюджетном лимите и его последствиях — сколько сотрудников работает в Хинвиле?
«Около 500».
Придется ли вам корректировать бюджет, начиная с 2021 года — это 145 миллионов долларов?
«Нет, потому что в 2021 году наш бюджет будет ниже предельного уровня затрат. Поэтому я не думаю, что нам нужно будет видеть какие-либо изменения в затратах или коллективе».
Как насчет двух лет впереди? Бюджетный лимит снизится еще на 5 миллионов долларов с каждым годом.
«Сложно составить точную картину будущего сегодня. Мы даже не можем делать прогнозы на этот год. Мы не знаем, сколько гонок у нас будет. И мы не знаем, что мы на самом деле возьмем в будущем — от спонсоров и из призового фонда. Мы не знаем, как кризис повлияет на Ф1 в целом. С машинами 2022 года стоимость должна снизиться. Но я думаю, что нам не нужно будет вносить какие-либо структурные изменения в команду и мы будем продолжать оставаться ниже предела затрат».
Предполагая, что бюджетный лимит уже существует: вы ниже уровня 135 миллионов, который будет в 2023 году?
«Вы знаете, нынешняя ситуация сложна для всех. Бюджеты резко сократятся. Мы обязательно будем среди них. Это последствия кризиса. Каждая отдельная команда должна будет адаптироваться к этой новой ситуации в ближайшие шесть-восемь месяцев».
До сих пор Ф1 не была особенно устойчивой бизнес-моделью. Это должно измениться с 2021 года. Ключевое слово экономии средств и более справедливое распределение денег. Как вы думаете, вы можете получить прибыль в долгосрочной перспективе?
«Бюджетный лимит мало влияет на нашу ситуацию. Мы были и ниже упомянутых бюджетов. Для нас большая разница в увеличенном распределении призовых денег и в том, что новые машины будут дешевле с 2022 года. Но мы все еще будем далеки от получения прибыли, но это, безусловно, шаг вперед. Мы все еще будем спотыкаться о безубыточности. Мы, конечно, хотим большего. Мы будем работать над этим».
Приведут ли новые правила к более равным возможностям?
«По крайней мере, такова цель. Сокращение бюджета будет большой задачей для больших команд, а не для маленьких. Со стабильным набором нормативных актов мы будем испытывать приближение в скорости. Но я не ожидаю, что мы будем опережать «Мерседес» или «Феррари» с 2022 года. Но нам, безусловно, будет легче справиться с этим, чем крупным командам».
Тогда какова реальная цель для такой команды, как «Альфа Ромео Рэйсинг»? Подиумы?
«С более конкурентоспособным полем, как маленькая команда, вы не могли быть далеко в хорошие выходные, где все получается. Мы сможем получить хорошие результаты, но мы должны продолжать работать над общей картиной. Влияние кризиса будет огромным для всех. От верхней команды до самой маленькой. Мы все должны знать, что больше не каждый может тратить целое состояние в год. Мы должны добраться до дна. Это также важно для имиджа спорта. Поэтому я считаю, что принятые решения были хорошими. Но все больше и больше может произойти в будущем».
Что вы предлагаете? Что должно быть сделано?
«Были разные дискуссии. Некоторые не хотели снижать лимит от первоначально оцененных 175 миллионов долларов. «Макларен» и мы стремимся к 100 миллионам. Может быть, это было немного оптимистично. У каждой команды разные взгляды. Все находятся в разной ситуации и занимают разные позиции. В принципе мы оказались в середине. По крайней мере, мы начали с чего-то. Посмотрим, что будет в будущем».
Ф1 также нуждается в ценовом барьере для рынка гонщиков. Это было то, что предложил Сирил Абитбуль из «Рено».
«Это имело бы смысл. Трудно иметь верхний предел заработной платы для команд, но не для гонщиков. Но мы должны найти правильный баланс. Честно говоря, ограничение цены для рынка гонщиков не является проблемой для большинства команд».
Будет ли вариант включить зарплату гонщика в бюджет? На данный момент, как и двигатели, они являются исключением.
«Это может быть вариантом. Преимущество этого состоит в том, чтобы заставить команды инвестировать в молодых гонщиков. Это было бы хорошо для младших категорий и мировой пирамиды автоспорта. Это имеет смысл. Но теперь мы должны сделать один шаг до следующего. Сначала все должно работать — потом мы думаем о гонщиках».
Деньги это одно. В каких областях лучшие команды лучше?
«Это верно. Это не одни деньги. Я не знаю их баланс. Не вызывает сомнений то, что лучшие команды больше не смогут иметь 1000 или 1200 сотрудников. Но также очевидно, что у них есть большая база со структурой, их технологиями и их знаниями в каждой отдельной области. С новыми правилами самое главное для меня — обеспечить стабильность. Если это будет так, то конкуренция со временем вырастет».
Вы упомянули это: влияние кризиса на 2020 год и последующий период огромно. Как вы думаете, все десять команд выживут?
«Я надеюсь на это, потому что за последние несколько лет все команды приложили большие усилия для разработки бизнес-модели для будущего спорта. Я надеюсь, что все выживут, но я знаю, что это не легко».
Формула-1 нуждается в большем количестве команд?
«Прежде чем мы подумаем об этом, мы сначала должны сохранить все существующие команды. Продажи не будут расти в ближайшие несколько месяцев. Думаю, если бы команде пришлось делить двенадцать вместо десяти команд, это не помогло бы».
Являются ли новые правила достаточно привлекательными для привлечения новых команд. Стабильные команды с солидным финансированием — а не такие команды, как HRT, например, десять лет назад.
«HRT или «Manor» — хорошие примеры. С их расходами они были бы далеки от бюджетного предела. Одного лишь бюджетного покрытия было бы недостаточно, чтобы обеспечить их выживание. Тут речь шла больше о продажах. Если вы хотите помочь командам, а не только новым, вы должны дать им больше прибыли. Верхний предел затрат только помогает объединить поле в долгосрочной перспективе. Но этого не достаточно для выживания. Я думаю, что бюджетный лимит действительно затронет только три или четыре команды».
«Альфа Ромео Рэйсинг» покупает определенные детали у «Феррари». Например двигатель. Как вы думаете, вы будете покупать больше деталей в будущем? Или наоборот?
«У нас тесное сотрудничество с «Феррари». Оно прекрасно работает. Я не думаю, что мы изменим наш подход в ближайшем будущем. Структурные изменения включают в себя длительный процесс. Купи больше, купи меньше: ты не меняешь это из года в год. Мы строим что-то совместно с «Феррари».
Что вы ожидаете от новой системы гандикапа с точки зрения времени работы в аэродинамической трубе? Первый получает меньше, последний больше времени на разработки.
«Это должно помочь увеличить конкуренцию. Мотивация всегда одна и та же: мы хотим лучшего спорта. Что-то более захватывающее. Больше сражений на трассе».
Новый сезон не за горами. Какие чувства перед выходом на трассу?
«Я более чем взволнован. Я должен вернуться в паддок. Нам снова нужны гонки. Перерыв был слишком длинным».
Какова цель на 2020 год?
«Мы хотим добиться большего успеха, чем в 2019 году. Средняя группа будет очень близко друг к другу. Мы не знаем, сколько гонок будет в календаре. Мы должны будем использовать каждую возможность. У нас были хорошие гонки в 2019 году. Если открывается прекрасная возможность, например, как в прошлом году в Хоккенхайме или Сан-Паулу, мы должны быть под рукой и воспользоваться своим шансом».
Чем будет отличаться машина в Австрии от зимних тестов в Барселоне?
«Она будет немного другой. У нас были запланированы обновления для третьей и пятой гонок. Мы увидим их на машине в Австрии. Для всех команд, особенно небольших, впоследствии это будет зависеть от того, куда будет поездка: сколько гонок у нас будет? Какой доход мы можем ожидать? Мы точно не знаем экономическую ситуацию в текущем сезоне. Поэтому сложно оценить дальнейшие обновления. Мы немного подождем с этим вопросом».
Восемь европейских гонок были подтверждены, остальные в ожидании. Насколько сложно планировать такой сезон?
«Это, наверное, будет календарь от восьми до 16 гонок. Больше было бы слишком сложно. Мы не знаем, что произойдет. Поэтому сложно определить точный бюджет команды. И пока мы не знаем, куда мы движемся, разработка затруднена. Нужен ли нам аэродинамический пакет с низкой прижимной силой или пакет с высокой прижимной силой? Это, так сказать, слепой полет. В ближайшем будущем, возможно, еще до Шпильберга, у нас будет лучшее понимание того, чего ожидать в 2020 году».
Вы уже знаете, что по крайней мере для Спа и Монцы вам понадобится пакет с небольшой прижимной силой.
«Это пока. Но прежде чем разрабатывать больше пакетов, нам нужно получить доход и узнать, сколько гонок мы проведем».
Можете ли вы сказать, какие жетоны команда будет использовать для дальнейшего развития двух областей, помимо аэродинамики?
«Пока рано об этом говорить. Надо гоняться с нынешней машиной. Нам нужно знать, какие области нам нужно улучшить, прежде чем мы примем решение».
Но вы должны сообщить FIA довольно рано, когда использовать какие токены.
«Это верно. Но давайте проведем хотя бы одну или две гонки, прежде чем мы примем решение»
Множество частей машины будут заморожены. Что вы ожидаете от развития в 2021 году?
«Мы, возможно, переключимся на машину 2022 раньше, чем обычно. С существующими правилами мы приближаемся к концу. Изменения в правилах на 2022 год велики. Но я пока не могу точно предсказать, когда мы прекратим разработку машины 2020/2021 годов».
Но ожидаете ли вы, что в 2021 году будут только узкоколейные разработки и что многие команды предпочитают полностью броситься на новую машину?
«Правила допускают только разработки в аэродинамике. Если вы не используете свои токены. Мы потратим довольно много ресурсов на машину 2022 года довольно рано. Независимо от того, концентрируетесь ли вы на текущем сезоне или полностью на следующем году, это всегда предсезонные решения».
Во время перерыва произошла пара смен гонщиков в командах. А как насчет ваших пилотов?
«Мы находимся в другой ситуации. Мы всегда принимаем решения в период с октября по ноябрь. Я хочу, чтобы мы сосредоточились в первую очередь на гонках. Мы должны выложиться на максимум в этом году, потому что это важно для следующего года из-за призовых. Мы не должны тратить энергию на это сегодня. Наш состав гонщиков — хороший. Я доверяю им. Антонио улучшается. У него была хорошая вторая половина сезона 2019 года. У нас определенно будет хорошая пара гонщиков в 2021 году. Мы поговорим об этом позже. Сейчас не время для этого».
Молодым гонщикам также непросто зарекомендовать себя…
«Я не знаю, сколько гонок будет в Формуле-2. Но если вы участвуете в восьми европейских гонках, плюс Бахрейн, Абу-Даби и другие, вы получите одиннадцать или двенадцать гонок. Это настоящий чемпионат. Конечно, их чемпионат начинается как наш позже. Но в конце дня не имеет значения, начнутся ли они в июле или апреле. Там будет тот, кто выиграет чемпионат. И он определенно хороший пилот. У нас определенно будет меньше тестовых дней в начале 2021 года. Но после двух или трех гонок это уже не является недостатком для новичка».
Больше новостей на Queen of Motorsport