Найти в Дзене
MAD TOSBY

Правда кривого зеркала: фильм «Без особых признаков» из конкурсной программы фестиваля «Зеркало»

Фес­ти­валь «Зер­ка­ло» им. Ан­дрея Тар­ков­ско­го пред­ста­вил де­бют­ную пол­но­мет­ражную кар­ти­ну мек­си­кан­ки Фер­нанды Ва­ладес «Без осо­бых приз­на­ков» — фильм, буд­то бы спе­ци­аль­но соз­данный для фес­ти­валя с та­ким наз­ва­ни­ем. О кар­ти­не, по­лучив­шей приз зри­тель­ских сим­па­тий и приз за ра­боту сце­нарис­та на фес­ти­вале «Сан­дэнс», рас­сужда­ет Ки­рилл Влас­кин Маг­да­лена (Мер­се­дес Эр­нандес), пя­тиде­сяти­лет­няя про­дав­щи­ца из Мек­си­ки, по­теря­ла сы­на Хе­суса (Ху­ан Хе­сус Ва­рела) близ аме­рикан­ской гра­ницы. По­лиция до кон­ца не вы­яс­ни­ла, что с ним про­изош­ло, од­на­ко в од­ном мес­течке с об­на­ружен­ны­ми там сож­жённы­ми ос­танка­ми че­лове­чес­ких тел бы­ли най­де­ны ве­щи Хе­суса. Мать до кон­ца не ве­рит в смерть сы­на, так как са­мого те­ла най­де­но не бы­ло, и она от­прав­ля­ет­ся в путь, что­бы про­вес­ти собс­твен­ное рас­сле­дова­ние. На са­мом де­ле та­кая час­то встре­ча­юща­яся де­тек­тивная зак­рутка не по­дарит зри­телю ос­тр
Фото ©️ Sundance Institute
Фото ©️ Sundance Institute

Фес­ти­валь «Зер­ка­ло» им. Ан­дрея Тар­ков­ско­го пред­ста­вил де­бют­ную пол­но­мет­ражную кар­ти­ну мек­си­кан­ки Фер­нанды Ва­ладес «Без осо­бых приз­на­ков» — фильм, буд­то бы спе­ци­аль­но соз­данный для фес­ти­валя с та­ким наз­ва­ни­ем. О кар­ти­не, по­лучив­шей приз зри­тель­ских сим­па­тий и приз за ра­боту сце­нарис­та на фес­ти­вале «Сан­дэнс», рас­сужда­ет Ки­рилл Влас­кин

Маг­да­лена (Мер­се­дес Эр­нандес), пя­тиде­сяти­лет­няя про­дав­щи­ца из Мек­си­ки, по­теря­ла сы­на Хе­суса (Ху­ан Хе­сус Ва­рела) близ аме­рикан­ской гра­ницы. По­лиция до кон­ца не вы­яс­ни­ла, что с ним про­изош­ло, од­на­ко в од­ном мес­течке с об­на­ружен­ны­ми там сож­жённы­ми ос­танка­ми че­лове­чес­ких тел бы­ли най­де­ны ве­щи Хе­суса. Мать до кон­ца не ве­рит в смерть сы­на, так как са­мого те­ла най­де­но не бы­ло, и она от­прав­ля­ет­ся в путь, что­бы про­вес­ти собс­твен­ное рас­сле­дова­ние.

На са­мом де­ле та­кая час­то встре­ча­юща­яся де­тек­тивная зак­рутка не по­дарит зри­телю ос­тро­сюжет­но­го де­тек­ти­ва с лю­бимы­ми все­ми «сас­пенса­ми». «Без осо­бых приз­на­ков» (2019) — это мед­ленный фильм, с каж­дым кад­ром всё боль­ше и боль­ше пог­ру­жа­ющий в ка­кую-то за­гад­ку, ко­торую, ви­димо, рас­крыть не­воз­можно. Да­же труд­но ска­зать, в чём эта са­мая за­гад­ка зак­лю­ча­ет­ся.

Фото ©️ Sundance Institute
Фото ©️ Sundance Institute

Маг­да­лена в на­деж­де на об­ре­тение прав­ды о сы­не разъ­ез­жа­ет по раз­ным мек­си­кан­ским мес­тнос­тям и об­ща­ет­ся там с людь­ми, ко­торые мог­ли ви­деть Хе­суса в день про­пажи. Мно­го по­лез­ной ин­форма­ции она не по­лучит, да и мы то­же не осо­бо пой­мём всех об­сто­ятель­ств. Но по­ка идёт пу­тешес­твие с бе­седа­ми, оп­ре­делён­но удас­тся нас­ла­дить­ся на­сыщен­ны­ми крас­ка­ми и ню­ан­са­ми ком­по­зиции опе­рато­ра Кла­удии Бе­сер­риль. Ред­кий ди­алог прой­дёт в гра­нице од­но­го кад­ра, да­же ес­ли со­бесед­ни­ки бу­дут си­деть друг нап­ро­тив дру­га. Го­лос го­воря­щего час­то ос­та­ёт­ся за кад­ром, а вни­мание ка­меры прик­ле­ено к слу­ша­ющим. Каж­дый, кто всту­пит в ди­алог, не смо­жет соп­ри­кос­нуть­ся с со­бесед­ни­ками, ос­тавшись в ус­ловном зам­кну­том оди­ночес­тве. И весь ок­ру­жа­ющий рас­плыв­ча­тый мир, рез­ко кон­трас­ти­ру­ющий с де­таль­ной чёт­костью лю­дей, ста­новит­ся фо­ном, не да­вая с со­бой ни­кому вза­имо­дей­ство­вать.

Од­нажды в пу­ти Маг­да­лена встре­ча­ет мо­лодо­го че­лове­ка Ди­его (Да­вид Иль­ес­кас), де­пор­ти­рован­но­го из США не­лега­ла. Встре­тив­шись на ка­ком-то пус­ты­ре, Ди­его пред­ла­га­ет Маг­да­лене при­со­еди­нить­ся к не­му в до­роге к его ма­тери. Дой­дя до де­рев­ни ма­тери Ди­его уже вдво­ём, ге­рои об­на­ружи­ва­ют ещё од­ну бес­след­ную че­лове­чес­кую про­пажу. Даль­ней­шая судь­ба всех ге­ро­ев ещё пу­танее пред­ста­вит­ся толь­ко в нес­коль­ких на­мёках.

Ес­ли по­пытать­ся выб­рать­ся из этой ил­лю­зии ки­но, мож­но об­на­ружить лишь штри­хами на­мечен­ные со­ци­аль­но-по­лити­чес­кие мо­тивы, ак­ту­аль­ные для сов­ре­мен­ной Мек­си­ки. Меж­ду де­лом яв­ным ста­новит­ся факт без­гра­мот­ности глав­ной ге­ро­ини, ко­торая не мо­жет про­честь за­яв­ле­ние о про­паже сы­на. Де­пор­ти­рован­ный мо­лодой че­ловек са­мым пря­мым об­ра­зом пред­став­ля­ет со­бой но­вую миг­ра­ци­он­ную по­лити­ку США. Но глав­ным, са­мым стран­ным и са­мым страш­ным на­мёком бу­дет бан­да убийц, дей­ству­ющая у гра­ницы стра­ны, с ко­торой, ско­рее все­го, и свя­заны бе­ды ге­ро­ев.

Фото ©️ Sundance Institute
Фото ©️ Sundance Institute

Го­воря об этом филь­ме, при­ходит­ся срав­ни­вать его с од­ним ше­дев­ром ми­рово­го ки­нема­тог­ра­фа на ос­но­вании од­но­го лю­бопыт­но­го схо­жего эле­мен­та — осо­бой ро­ли зер­ка­ла. Фильм «Зер­ка­ло» (1974) Ан­дрея Тар­ков­ско­го с по­мощью од­ной прос­той ме­тафо­ры, вы­несен­ной в наз­ва­ние, оп­ре­делял сущ­ность че­лове­чес­ко­го су­щес­тво­вания как мно­жес­тво от­ра­жений друг в дру­ге пред­ста­вите­лей раз­ных по­коле­ний. По­это­му и есть в «Зер­ка­ле» «веч­ная мать», «веч­ный отец», «веч­ный сын» и веч­но со­вер­ша­емые ими ошиб­ки. Соз­на­тель­но ли, но ре­жис­сёр Фер­нанда Ва­ладес кон­цен­три­ру­ет­ся на та­кой же ме­тафо­рич­ности, что и бы­ла у Тар­ков­ско­го. Зер­кал в её филь­ме мно­го, что­бы не ска­зать слиш­ком мно­го. По­нача­лу это ка­жет­ся прос­то кли­широ­ван­ным при­ёмом, ког­да ге­ро­ев пред­став­ля­ют толь­ко в сня­том ка­мерой зер­каль­ном от­ра­жении, но в раз­ви­тии эта «зер­каль­ность» ста­нет сущ­ностью все­го филь­ма, час­тично пе­рек­ли­ка­ясь с «зер­каль­ностью» Тар­ков­ско­го. Ва­ладес стал­ки­ва­ет оди­нокую мать и оди­ноко­го сы­на, ка­залось бы, не­род­ных лю­дей, но до­пол­ня­ющих друг дру­га сво­ими по­теря­ми. И уже не кровь де­ла­ет лю­дей род­ны­ми, а объ­еди­ня­ющие их об­сто­ятель­ства. Мон­таж кад­ров ли­хо рас­пре­делил две че­лове­чес­кие ис­то­рии как ис­то­рию од­но­го се­мей­ства, а фи­нал филь­ма с од­ним из нем­но­гих ди­ало­гов внут­ри од­но­го кад­ра окон­ча­тель­но за­пута­ет все со­бытия, слу­чив­ши­еся с «семь­ёй».

На­вер­ное, глав­ные смыс­ло­вые клю­чи к по­нима­нию это­го филь­ма дей­стви­тель­но есть толь­ко у мек­си­кан­цев, на­ходя­щих­ся в пря­мом кон­такте со все­ми ме­тафо­ричес­ки пред­став­ленны­ми на­сущ­ны­ми проб­ле­мами, но за­то сей­час нам за оке­аном уда­лось по дос­то­инс­тву оце­нить ту в выс­шем смыс­ле кра­соту, с ко­торой об этих проб­ле­мах бы­ло рас­ска­зано.