Как объяснить странное поведение собаки, которую привозят на дачу, но там ее словно подменили? Дома собака спокойная, уравновешенная, послушная, а на даче ее поведение характеризуется беспокойством, гиперактивностью, фрустрацией, независимостью, она почти не слушается своего хозяина. Чем это может быть вызвано, стоит ли волноваться и что делать ?
Для собак уже немолодых и/или сильно привязанных к своему хозяину ситуация с поведением в дачных условиях, скорее всего, не будет характеризоваться таким уж сильным разительным эффектом. Собачка порадуется, расправит плечи, втянет счастливый дачный воздух, раздувая ноздри, побегает, попрыгает на улице и вернется к хозяину акурат к обеду.
Но для молодой, подвижной, доминантной собаки, характер которой невольно сковывается рамками квартиры, совсем иное дело. Да еще, если хозяин так и не дал ей пока понять (пусть это и обман, но так легче жить), что все радости жизни собака может получать только через него. А если к этому примешиваются еще какие-либо дополнительные стрессовые условия, влияющие на поведение собаки, вот уж поистине ситуация, требующая мнения зоопсихолога.
Я решила написать эту статью, этакий "психологический этюд", потому что не нашла ничего на эту тему в Интернете, чтобы устранить возникшую на тот момент проблему и подумала, что статья окажется полезной, в том числе и для того, чтобы лучше понимать саму природу собак.
Опишу для наглядности, что случилось с нашей молодой овчаркой, этой казалось бы, прирожденной дачницей, когда мы привезли ее туда во второй раз. Собака родилась на даче и жила там 5 месяцев со дня своего рождения на вольном воздухе, пока мы ее не забрали. Ее мамаша укладывала спать молодых своих щеночков прямо под крыльцо дачного домика, а в доме справа, буквально через сетку-рабицу, и даже в доме "пребывания" живут ее родственники-собаки. Приехали мы к родителям, которые принимали участие в кормлении народившегося молодого собачьего поколения. Все свои, казалось бы, что могло пойти не так?
Всегда, когда видишь что-то нестандартное, то слегка опешиваешь. Собаку привезли на дачу вечером. Но тут из степенного животного она превратилась просто в лесную дичь. В доме она беспрестанно бегала взад и вперед с расфокусированным взглядом. Затем то вбегала в дом, то подбегала к входной двери и просилась снова выпустить ее в огород и так бессчетное количество раз. Словно неведомая сила вновь и вновь влекла ее на улицу. Ни она сама, ни ее взгляд долго ни на чем не останавливались. Ни на какие команды она не реагировала.
Всю ночь она сипела, ходила по комнате, реагировала на шорохи, на лай собак, подходила к двери комнаты, чтобы ее снова выпустили (к туалету это не имело никакого отношения). Так продолжалось до тех пор, пока ей не сделали строгое замечание. Тогда она легла, словно смирившись, но с утра все повторилось с точностью предыдущего дня. Отличием было лишь то, что с утреца она как следует выкупалась в грязи, расцарапывая канаву, попутно ела с ее бережков глину, подцепляя ее лапами и с остервенением ловила в мутной водице уголь. Потом, вдоволь натрудившись таким способом, она села на крыльцо обсыхать. Ее обычно карии глаза на фоне застывшей от глины шерсти, приобрели какой-то новый желтоватый отсвет и стали похожи на волчьи. Казалось, что ветер раздувал ее ноздри, а она вдыхала воздух дикой природы уголками своей пасти с высунутым языком и «улыбалась».
Практически сразу наша собака определила новую иерархию стаи и свое положение в ней, включив туда по убывающей: самых старших людей - родителей (вершина айсберга), затем своего папашу, наконец нас (несчастных) и собаку-нянечку. Меня ужаснуло, что мы оказались на таком ничтожном месте, все же хозяева как-никак. К родителям она подходила, ластилась, следовала за ними, возле нас сначала даже не останавливалась и не давала себя гладить, просто проходила мимо. В общем, будто вся перевернулась.
День у нашей собаки складывался, как у малого ребенка, оправдавшего надежды своих родителей: аппетит у нее был отменный, весь день она проводила на свежем воздухе по своему собственному почину, солнце, витамин Д, все как в Артеке. Она играла с собакой-нянечкой, бегала во всю прыть по участку, устанавливая первенство, перелаивалась со своей сестрой через сетку (которая потом все-таки пробралась через нее), почтительно лезла к своему мирно отдыхающему и порыкивающему папаше. С нами игры были ей неинтересны совсем, не то что дома.
На третий день собака вполне освоилась, но беспрестанное хождение из дома на улицу и обратно у нее осталось. Это вызывало у нее живой и неподдельный интерес и в два часа ночи, и в шесть утра, как у деревенского жителя. Трудно было устоять и не выпустить ее, когда она, как циркачка, вставала в позу "служить" на задние лапы. Сжалившись, я выпускала ее на улицу во внеурочное время, но она отбежав и бесцельно постояв там, снова готова была войти в дом.
Конечно, не все было так неутешительно. На вторую ночь блудная дочь, собака наша, растрогала нас. Она сама пришла к двери нашей комнаты на ночевку. Села под дверь и тихонечко ждала, когда впустят. На третью ночь, когда она пришла ночевать, стала лизаться, словно соскучившись, и я снова смогла ее погладить, но на улице все равно была неуловима, как Фантомас.
Мы старались делать все тоже самое, что делали дома. Я по-прежнему кормила ее, подзывая к себе, была ласковой, не теряла терпения (но убивалась наедине с собой: "Кто говорит, что собаки такие преданные?"). Кстати, уже на второй день она стала подходить на подзыв мужа (правда, проходя мимо), а на третий день - ненадолго останавливаться возле него. Думаю, что если бы не отъезд через 5 дней, то ситуация продолжала бы постепенно медленно улучшаться.
Самое интересное, что как только мы вернулись домой с дачи, собачка преспокойно легла на свое место, "отрясая прах от ног своих", словно ничего такого и не было. Приехала и сразу легла спать, видимо, потратив много нервов и энергии. Когда мы пошли гулять, она прямо старалась быть послушной. Я даже подумала: "Что опять случилось с собакой?" Мы, вроде, уже привыкли к ее дикому горящему взгляду и ошеломляющей независимости?
Моя интерпретация, почему все это произошло, следующая.
Во-первых, собака испытала положительный стресс (если говорить языком зоопсихологов). Кстати, это обратная ситуация отрицательному стрессу, когда животное лежит и ничего не хочет. Я заметила, что стресс у нашей собаки наиболее ярко выражен был в первые три дня. Затем она стала потихоньку возвращаться к себе, прежней.
Во-вторых, оказала влияние историчность места для нашей собаки: в детстве она ночевала на улице под крылечком дома, но к этому дому внутри она пока не привыкла. Родные воспоминания и запахи манили ее на улицу, но в то же время она волновалась о людях, которые остались в доме.
В-третьих, юный возраст овчарки - 2 года, из которых только 1,5 года она живет с нами, своими хозяевами. Наверно, еще не раз на протяжении жизни придется доказать собаке, что ее никто не бросит.
В-четвертых, ее «стая» вдруг увеличилась, в ней появились более пожилые люди (уже хорошо знакомые ей и раньше, кормившие ее при рождении и принимающие ее на этом дачном месте), поэтому собака должна была выстроить в своей голове некую новую иерархию и присмотреться, как мы между собой общаемся, наши обязанности, кто главный.
Теперь о том, какие могут быть рекомендации в отношении собаки, которая, оказавшись на даче, демонстрирует не совсем обычное поведение и впадает в состояние положительного или отрицательного стресса, в том числе в состояния расфокуссированности, фрустрации, связанные с появлением новых для нее условий, новым местом, новым домом, появлением более старших уже известных ей ранее людей, раздвигающих привычные иерархические границы и т.п.:
- не обижаться на собаку, дать ей время привыкнуть;
- стараться быть с ней приветливым и ласковым, но если ситуация выходит из-под контроля, сделать ей внушение строгим голосом; в зависимости от степени реакции, может потребоваться проявить лидерские качества, чтобы показать, кто главный, но при этом не уронить доверие к себе в глазах собаки;
- вести себя с собакой точно также, как если бы вы были дома, в т.ч. постараться сохранить тот же распорядок дня, кормить ее (самим, что очень важно), давать еду на подзыв (желательно, не только корм, но и вкусненькое), разговаривать с ней, оглаживать (если собака дается), то есть выполнять те же действия, как прежде. Ночевать она также должна с вами;
- попробовать игры, в которые вы обычно играете, но не ранее 3-его или 4-го дня в новых условиях. Если они не пойдут, то не настаивать, а перенести на более поздние сроки;
- желательно, чтобы первое посещение дачи при нестандартном поведении собаки не было длинным, лучше вскоре повторить эту попытку позже, дав собаке отдышаться, а себе - поразмыслить;
- по-возможности разместиться на более высоком этаже в доме, что также поднимет ваш статус в глазах собаки;
- не зацикливаться на ситуации и не делать ничего чересчур как при отрицательном, так и при положительном стрессе – например, слишком «носиться» с собакой, лучше дать ей осмотреться, адаптироваться и отдохнуть.
Всем удачи!
Другие статьи канала "Собака под кроватью":
****************************************
Буду благодарна за искренний лайк. Подписаться на канал, чтобы не потерять его во всем многообразии этой жизни, можно ЗДЕСЬ. По этой же ссылке можно найти все статьи канала.