Найти в Дзене
MAD TOSBY

Бабай, уходи: фильм «Бабай» из конкурсной программы фестиваля «Зеркало»

Фото ©️ IFFR
Фото ©️ IFFR

На фес­ти­вале «Зер­ка­ло» при­шёл че­рёд кар­тин на рус­ском (и ка­зах­ском!) язы­ке, и страш­ный «Ба­бай» ужас­нёт не так, как это де­ла­ют обыч­ные «ужас­ти­ки». Или не ужас­нёт? О де­бют­ной кар­ти­не Ар­тё­ма Ай­са­гали­ева, впер­вые по­казан­ной в прог­рамме Bright Future Рот­тердам­ско­го ки­нофес­ти­валя, — Ки­рилл Влас­кин

Ре­жис­сёр Ар­тём Ай­са­гали­ев, обу­чав­ший­ся ки­норе­мес­лу в Ка­лифор­ний­ском ин­сти­туте ис­кусств (США), де­бюти­ровал в этом го­ду пол­ным мет­ром ещё на Рот­тердам­ском ки­нофес­ти­вале (Ни­дер­ланды). Его фильм «Ба­бай» (2020), сня­тый с по­мощью нес­коль­ких родс­твен­ни­ков на не­кото­рых ро­лях, по­лучил­ся ко­рот­ким ком­мента­ри­ем к сов­ре­мен­ной лег­ко уз­на­ва­емой пос­тсо­вет­ской ре­аль­нос­ти. Не ис­клю­чено, что ре­жис­сёр от­ра­зил и свой глу­боко лич­ный опыт.

Ге­рои «Ба­бая» — од­на боль­шая семья из нес­коль­ких по­коле­ний, со­чета­ющая в се­бе рус­ские и ка­зах­ские кор­ни. То, что про­ис­хо­дит с семь­ёй за час эк­ранно­го вре­мени, прак­ти­чес­ки не­объ­яс­ни­мо: то ли это один день из их жиз­ни, то ли че­реда од­но­тип­ных дней, в ко­торые вры­ва­ют­ся стран­ные си­ту­ации с ни­ми. Но в лю­бом слу­чае сво­дит­ся это всё в од­ну кар­ти­ну дол­го­го сов­мес­тно­го су­щес­тво­вания. В семье есть муж­чи­на сред­них лет (Сер­гей Ай­са­гали­ев), ра­бота­ющий сто­мато­логом, два его сы­на (Марк и Ге­ша Ай­са­гали­евы), при­вык­шие уже к вос­пи­танию «по-оте­чес­ки» жёс­тко­му, и ба­буш­ка с де­душ­кой (Та­мара Бар­су­кова и Саг­ги­дул­ла Ай­са­гали­ев), к ко­торым млад­шие иног­да за­ез­жа­ют в гос­ти. По эк­ра­ну кад­ра­ми про­бега­ют се­мей­ные скан­да­лы, от­рывки бы­товых раз­го­воров, па­ра се­мей­ных или дру­жес­ких зас­то­лий и про­чая буд­няя жизнь.

Фото ©️ IFFR
Фото ©️ IFFR

Мож­но ска­зать, что сю­жет это­го филь­ма ску­чен, но и сто­ит за­метить, что ки­но как ис­кусс­тво не для сю­жета су­щес­тву­ет. Ка­мера, пос­то­ян­но сле­ду­ющая за ге­ро­ями в раз­ных си­ту­аци­ях, сни­ма­ет всё про­ис­хо­дящее, не кон­цен­три­ру­ясь ни на чём. Она час­то тря­сёт­ся, сни­ма­ет круп­ным пла­ном со спи­ны, нет да­же на­мёка на же­лание выс­тро­ить кадр сим­метрич­но «кра­сивым». Рас­фо­куси­рован­ный взгляд со сто­роны буд­то пы­та­ет­ся всмот­реть­ся в ка­кие-то ве­щи сквозь про­ис­хо­дящее, но об­на­ружи­ва­ет там толь­ко пус­то­ту. Скуч­ной се­рой пус­то­ты здесь бу­дет пре­дос­та­точ­но — без прик­рас «де­кора­ци­ями» для филь­ма ста­новят­ся об­шарпан­ные квар­ти­ры, зим­ние дво­ры спаль­ных рай­онов и тя­готя­щие пей­за­жи за­город­ных мест. Вни­матель­ные ки­нома­ны най­дут по­черк мо­лодо­го ре­жис­сё­ра схо­жим с по­чер­ком уже мас­ти­тых сов­ре­мен­ных бель­гий­ских ре­жис­сё­ров брать­ев Жан-Пь­ера и Лю­ка Дар­деннов. Для на­чина­ющих ре­жис­сё­ров та­кой под­ход скла­дывать ки­но из че­го-то уже ви­ден­но­го впол­не нор­ма­лен, и тут нель­зя ска­зать со всей стро­гостью «это мы уже ви­дели». Го­раз­до ин­те­рес­нее бу­дет де­лать вы­воды пос­ле вто­рого филь­ма.

Фото ©️ IFFR
Фото ©️ IFFR

А кто же та­кой Ба­бай? Как гла­сит титр пе­ред филь­мом, Ба­бай — это пер­со­наж сла­вян­ской ми­фоло­гии, ко­торо­го мы все прек­расно зна­ем по ро­дитель­ским «пу­гал­кам». В филь­ме сло­во «Ба­бай» встре­ча­ет­ся все­го один раз, а об­ра­щено оно к де­душ­ке се­мей­ства. Так его проз­ва­ли на ра­боте, а мо­жет, и не толь­ко на ра­боте. Этот ми­лый де­душ­ка, вро­де не пред­став­ля­ющий из се­бя ни­чего опас­но­го, по­чему-то ста­новит­ся Ба­ба­ем. Он во­дит вну­ков к се­бе на ра­боту, гу­ля­ет с ни­ми по дво­рам, в чём нет ни­чего осо­бен­но­го, но иног­да вок­руг про­ис­хо­дят ве­щи не са­мые «праз­днич­ные» для де­тей. Это по­сидел­ки с лёг­кой ма­тер­щи­ной, рав­но­душ­ный про­ход ми­мо ле­жаще­го без соз­на­ния че­лове­ка, а фи­нали­зиру­ет­ся это при­сутс­тви­ем на раз­де­лыва­нии яг­нёнка.

Ко­неч­но, са­мого де­душ­ку Ба­ба­ем окон­ча­тель­но наз­вать нель­зя. Сам он не ху­же и не луч­ше от­ца маль­чи­ков. От­ли­ча­ет его толь­ко стар­ческая ус­та­лость от про­ис­хо­дяще­го, и он не пы­та­ет­ся лиш­ний раз в чём-то уп­рекнуть де­тей. Де­ти, ко­торых ста­вят глав­ным объ­ек­том филь­ма, тер­пят «ба­бай­ство» от все­го под­ряд, и не толь­ко от ро­дите­лей, но и от са­мих се­бя в оди­ночес­тве. Ба­бай — это не кон­крет­ный че­ловек или не­жить. Ба­бай — это всё, что ок­ру­жа­ет детс­тво. Та ат­мосфе­ра отя­гоща­ющей пус­то­ты, ко­торую ка­мера ин­те­рес­ным об­ра­зом ло­вит как бы «меж­ду строк». Но имен­но это ту­пое, мол­ча­щее «межс­трочье» ста­новит­ся глав­ным ге­ро­ем филь­ма.

Фильм «Ба­бай» из кон­кур­сной прог­раммы фес­ти­валя «Зер­ка­ло» дос­ту­пен 27 и­юня в он­лайн-ки­ноте­ат­ре tvzavr.