Найти тему
А.И. Алёхин

Что происходит в театре?

Поскольку я старый театрал, а иногда даже (как рецензент) вхожий за кулисы, то выработал для себя определённое представление о том, как устроен театр.

Театр прежде всего особое, отдельное здание. Труппа, арендующая чужое здание, может какое-то время просуществовать, но театром она станет только тогда, когда у неё появится своё здание и свой адрес (у него может не быть имени, но адрес должен быть - театр на Малой Бронной, Театр на Таганке).

Главный человек в театре - самый неизвестный. Его имя не пишут в программках, не упоминают в рецензиях, не представляют к государственным наградам и премиям. Но от него в театре зависит всё. Потому что он директор театра и осуществляет общее руководство тремя блоками: финансово-экономическим, административно-хозяйственным и творческим. Финансово-экономический -это прежде всего бухгалтер (непосредственный руководитель) и кассиры. Административно-хозяйственный блок, управляемый администратором, охватывает плотников. слесарей, электриков, пожарных, вахтёров, билетёров, уборщиц, работников сцены. Творческий блок -это заведующий литературной частью, главный художник и его команда, музыкальный руководитель (дирижёр, если есть свой оркестр) и музыкальные оформители. И, наконец, главный коллектив. из-за которого и собираются все остальные, - артисты во главе с главным режиссёром, который и является художественным руководителем всего театра. По нему часто и именуют театр (театр Товстоногова, театр Эфроса, театр Серебренникова. Каждое такое имя - это своя определённая система образов, свой стиль, свой круг драматургических предпочтений. Очень часто индивидуальность оказывается настолько яркой и содержательно ценной, что театр становится заметным явлением искусства. Но, увы! Иногда, стремление найти своё, неповторимое сводится к погоне за непохожестью, к поверхностным выкрутасам, нисколько не обогащающим ни театральную мысль, ни вообще какую бы то ни было мысль.

Когда худсовет театра (завлит, главный художник и главреж принимают к постановке новую пьесу, делаются прикидки , какие актёры в ней будут заняты (а у них оклады разные). какие декорации придётся строить, какие костюмы шить и множество других хозяйственных проблем. И составляется смета (ориентировочная, конечно), во что обойдётся подготовка и сдача такого спектакля. Дальше решают директор и бухгалтер, есть у театра такие резервы или нет.

И вот, исходя из этих моих представлений об устройстве театра (может, они устарели и сейчас всё совсем не так?), но мне непонятно, что случилось с Кириллом Серебренниковым и с хищением 129 миллионов. Серебренников - режиссёр театра или директор? Или он совмещает эти должности? В старой системе режиссёр не мог ничего украсть: его подпись под финансовыми документами просто ничего не значила бы. А если он был директором, то он знал бы, как юридически оформляется любая трата по спектаклю.

Серебренников Кирилл Семёнович. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2078959/f216c26c-e145-4afe-af94-a2de343d3f4c/s1200
Серебренников Кирилл Семёнович. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2078959/f216c26c-e145-4afe-af94-a2de343d3f4c/s1200

В том театре, который знаю я, ничего похожего просто не могло бы случиться. Любая трата под контролем бухгалтера и директора. С них и спрос. Так что же произошло в нашем театральном деле?