Найти в Дзене
Левон Гамбарян

Автоинтервью фронтмена Kafedra

Оглавление

Для модных пабликов, интернет-СМИ, даже «якобы очень непредвзято андеграундных» с чартами из якобы «лучших свежих отечественных релизов», напыщенных авторитетных музыкальных критиков, дельцов, всего этого медиа-бомонда регулярно объясняющего вам что и как надо сейчас слушать и ценить, на какие концерты приходить — нас просто не существует. Нет и не было никогда, никогда не будет. Наверное, это можно даже принимать за своеобразный признак качества, учитывая то, что они при этом продвигают. Вообще — нам безразлично положить на всю эту околомузыкальную возню — их можно понять — бизнес есть бизнес, дерьмовую музыку нужно продавать, залы заполнять, бары опустошать, лохов и дураков удовлетворять и тд, а наше творчество во все эти тусовки-движухи очевидно ну никак не вписывается… Одним словом, так как я окончательно сообразил что «сам себе не похвалишь...», при этом мне в принципе есть что сказать, поэтому решил симулировать некоторое раздвоение личности и сам взять у себя небольшое увлекательное интервью. )

фото — Иван Самоваров
фото — Иван Самоваров

Начнем сразу с острого вопроса: уже много лет ансамбль практически не даёт живых концертов, почему? Боитесь не собрать? Ваше творчество никому не нужно, не интересно?

Да, действительно, прежде всего, не чувствуем сейчас той бодрой дружеской поддержки, которая была раньше, в молодости, когда мы почти без рекламы легко собирали небольшие клубы в столицах. Той тусовки, которая когда-то хорошо ходила на наши веселые сейшена сейчас уже практически нет — люди повзрослели, остепенились, обзавелись семьями-детьми, погрязли в быту, бросили пить и курить, триповать), кого-то уже нет в живых и так далее… Тоже самое, кстати, конечно же, произошло и с нами самими — сейчас очень много времени отнимает работа, потом — семьи-быт... Но, то что мы не стали популярными артистами, от слова совсем, по-своему, как ни парадоксально, очень хорошо и полезно, для нашей музыки, творчества. Да, это неожиданно, удивительно, но это именно так. Объясню. Последнее время — после того как я начал потихоньку выбираться из тяжелейшего психологического кризиса, глубокой депрессии в которой провел несколько жутких лет начиная примерно с 2014 года, и мы снова стали дотошно-регулярно собираться на репетиции, музыка, кажется, внезапно поперла даже круче чем в юности — чуть ли не каждая репетиция у нас «просто праздник какой-то», прорыв за прорывом... Куча новых идей, планов, подходов, и все очень активно в этом участвуют, вкладываются. Мы же именно пролетарская рок-группа, рок-н-ролл для нас это именно то, чем он, по сути, должен быть — отдушина, возможность оторваться после работы на дядю, выплеснуть энергию позитивным образом в компании близких друзей. Вот это, я считаю — очень большое рок-н-ролльное счастье в моей нынешней жизни — то что есть настоящий гармоничный полный состав из уже очень опытных музыкантов, но, при этом — старых близких друзей и единомышленников. После того как не стало нашего массажиста-перкуссиониста Димыча — группа теперь уже полностью состоит из востребованных айтишников, такой айти-рок-оркестр. Мы все нормально зарабатываем и можем позволить себе сейчас вообще не думать ни о каком-то вшивом успехе, количестве просмотров-лайков-комментариев, скачиваний, продаж билетов и прочем коммерческом дерьме. На нас вообще не давит то, что часто, по сути, вероятно заставляет многих профессиональных или желающих на волне первого быстрого успеха таковыми стать артистов, как сейчас говорит молодежь — «скатиться». Мы занимаемся чистым искренним любительским искусством в свое удовольствие, плюс ради удовольствия тех немногих умников-чудаков, кто способен это оценить. И нам категорически глубоко положить на всю гнилую индустрию, тренды, тусовки, чарты, лейблы и прочее попсовое дерьмо. И это очень круто. Мы не только в обозримом будущем, думаю «не скатимся» — я верю, чувствую что мы сделаем еще очень много особенного и настоящего. Правда, скорее всего, мало кто об этом узнает и это поймет. ) Но возвращаясь к вопросу — так как времени на музыку не хватает — нам просто тупо очень не выгодно тратить его на андеграундные концерты в небольших полупустых клубах, поднимая на поредевших-поседевших друзьях продажи в баре для очередного дяди. Мы активно ходим в студии, репетируем и записываем новое крутое музло. Представляете, больше десяти лет — до второй половины 2018 года мы практически никак активно не продвигали свое творчество. Так как были всегда такие все из себя бескомпромиссные хиппаны, да и, к тому же — лет 10 назад, интернет и общество были другими, и оно все «работало само»: наш первый, крайне наивный альбом, безо всяких усилий, просто, можно сказать, разлетелся по всему миру, например — мы находили рецензии на него на каких-то немецких краутрок-форумах и тд… Короче, в конце прошлого года мы наконец решили опробовать современные способы продвижения — и остались вполне довольны результатами. На самых минимальных бюджетах вконтакте, например — нам удается получать отличный отклик и реакцию от широкой интернет-аудитории меломанов по всему пост-советскому пространству. Интерфейсы ныне позволяют быстро охватить сильно большее количество людей, по сравнению с концертами или даже турами. И еще очень приятно что, с одной стороны, это люди самых разных возрастов, профессий, вероисповеданий и так далее, с другой — среди них очень много именно молодежи, совсем юных… Получив эту статистику, я «понял главную ошибку наркокультуры», можно сказать. Раньше мне казалось что если я сам фрик, значит мое творчество должно «заходить» именно фрикам через некую элитарную избранную тусовку этих фриков. А оказывается, на самом деле, не совсем так... В любом поколении и любом месте, обществе есть те кто не приемлет мейнстрим, идет против него, кого не удовлетворяет унылая однообразная жвачка, примитивные помои, которые в наше время льет на нас по всем каналам не только глобальная массовая культура, но и выхолощенный под нее, нынешний карикатурный андеграунд, ущербная беззубая оппозиция... И я сейчас очень хорошо вижу этого нашего слушателя, понимаю тех для кого мы, видимо, можем быть своеобразными культурными героями, такими светильниками во мраке нынешнего бескультурья, высокотехнологичного варварства. Это такие «гадкие утята», одиночки-интеллектуалы, отверженные, да и сами взаимно отвергающие толпу, парящие над ней. Но они — повсюду и именно, особенно — на периферии, на окраинах, в изоляции и уединении, так как мейнстрим и тренды формируются именно в центре, в тусовке… Короче, совсем кратко: студийные записи и интернет позволяют нам дотянуться до нашей потенциальной аудитории, а концерты — нет.

Ну а фестивали? Вы подаете заявки?

Сейчас нас почти никогда никуда не зовут и не пускают если даже мы сами вдруг просимся — мы уже и не просимся поэтому. Потому как понимаем — мы лишние-чужие на этих «праздниках жизни». Большинство людей, особенно в современной реальности, сейчас — не любят напрягаться, «работать» мозгом и душой, они желают получать удовольствие за свои деньги, потреблять простое, понятное и знакомое-привычное... На фестивалях востребованы те кто хотят, стараются изо всех сил понравиться толпе, ублажить ее, те кто соответствует полностью некой определенной атмосфере, конъюнктуре, трендам… А мы скорее наоборот — раздражаем, дразним, разрушаем любые стереотипы и тд... Я помню еще когда я совсем ребенком, школьником выходил со своей первой командой на сцену Вятской Рок-Лаборатории, и мы начинали играть свой невероятно экспериментальный арт-рок, реально очень оригинальный и особенный — минимум три четверти зала сразу выходило. И представляете, прошло больше 20ти лет, в позапрошлом году, нас, в коем-то веке, организаторы сами позвали сыграть в лучшее время на лайв-сцене одного нового хорошего лесного транс-фестиваля. История повторилась — как только мы начали — люди поломились от сцены и еще потом в интернете писали гневные отзывы… ))) Ну можно понимать что за 20 с лишним лет мы привыкли и уже не ждем ничего в этом смысле. Мы занимаемся музыкой прежде всего для себя и потому что нас это прет, а не потому что хотим чтобы нам хлопали, платили монеты и звали везде… Нахуй успех.

фото — Иван Самоваров
фото — Иван Самоваров

Долгое время в сообществе вконтакте посвященном вашей группе висит статус начинающийся словами «Наркомания? Алкоголизм? Не беда!..». Вы употребляете?

Нет, конечно. В данный момент в составе нет никого кто бы баловался чем-либо подобным. Выпить-покурить чего-нибудь вкусненького-качественного иногда, конечно, как все нормальные здоровые люди... Но как вы вообще себе это представляете — плотно работать в айти, музыку при этом успевать создавать непростую и тд, и при этом торчать? Конечно, у нас была бурная психоделическая молодость, но это же совершенно другое — и вполне себе романтическое, чистое, волшебное… Не хотелось бы говорить избитые банальные вещи про психоделический опыт. Но реально крутой психоделический опыт это не то что вы захотите повторять каждый день или даже сколько-нибудь часто, это не сомнительный тупой кайф который шарят по закладкам и так далее… Скорее, вы после годами разбираетесь как с этим жить)... Можно сказать что когда-то мы что-то сделали для «психоделической революции»), активно в этом принимали участие, но сейчас это уже кажется не таким существенным, кажется скорее наивным и нелепым, инфантильным. Но думаю, это безусловно сильно повлияло на нас и на то что и как мы сейчас делаем. В любом случае, именно творчество есть тот самый глубокий, мощный психоделический опыт и метод, самый настоящий и жизненный. А на разные шалости у нас, повторюсь, сейчас просто нет ни времени, ни мотивации. С другой стороны, сейчас само понятие «психоделический» крайне нивелировано уже — просто еще один эстетический фетиш, даже попсовые певички его используют, ну или хорошие авторы, но которые явно так и не решились на глубокое погружение... Мы окончательно очутились в мире и времени торжества читтерства и имитации, когда настоящее почти ничего не весит и никому не нужно... Так что — статус в группе, это скорее легенда и образ, фигура речи, плюс — самоирония и юмор, которые очень важны во всем...

Стандартный вопрос, кто более всего повлиял на ваше творчество? На кого вы ориентируетесь?

Вкусы у участников очень обширные и расходятся во все стороны, конечно же. Но, чтобы хоть что-нибудь конкретное ответить на этот скучный вопрос, как некий общий знаменатель можно обозначить, например, немецкую авангардную группу Can. Это то что точно и давно нравится всем нам без исключения, и то, на что, на наш взгляд, совсем не стыдно ориентироваться. В остальном — все что угодно — от афробита до дрона, от академической музыки до нью-вейва и тд… Сейчас у меня самого такой плодотворный период что я слушаю очень мало новой музыки — «чукча не читатель, чукча писатель» ), но вот несколько лет назад было время когда мне было совсем-совсем хуево и я натурально спасался этим — сидел один и внимательно слушал все новые релизы вконтакте )) в созвучных мне направлениях подряд— штук по десять в день точно… Более всего мне симпатичны последнее время пост-рок и пост-панк, ну и конечно, очевидно — вся возможная психоделика всех времен и со всех континентов. Ну или, к примеру — никогда до последнего возраста не слушал Майкла Джиру и Swans, да и раннее их творчество в принципе жестковато для меня, но вот последние два альбома очень зашли, потом поэтому еще сходил на концерт у нас в СПб и теперь уже совсем фанат.

Можете ли назвать кого-либо из актуальных отечественных «коллег по цеху» чье творчество вам симпатично?

Я вообще слежу за нашей сценой, но практически только «визуально» — иногда просматриваю бегло текстовки или клипы без звука )))... Так как в большинстве случаев все эти «продукты» совершенно непотребны и безобразны, отвратительны. Хотя пару брендов у которых я обязательно слушаю релизы могу назвать. Это, например — питерские Голуби И Безумные Кашевары — отношусь к данному творческому объединению с уважением, хотя мне самому и не особо заходит, «не мое», но безусловно — интересно и оригинально. Или, например — провинциальные астраханские Vespero — которые делают действительно отличный прогрессив и арт-рок вполне мирового уровня, да такой несколько тупо-модально-краутовый, но все равно не особо психоделический, имхо, на самом деле… Но подобные имена, творчество которых самостоятельно, не конъюнктурно и заслуживает внимания, к сожалению редчайшее исключение на нынешней сцене. Лучи поддержки всем таким музыкантам, так как это на самом деле непросто — десятилетиями создавать реально достойное искусство практически в пустоту и пытаться как-то выживать при этом, наблюдая как всевозможные бездарности и выскочки и тому подобные определения — рубят хайп, лойсы, капусту…

Как вы относитесь к «новой школе русского рэпа» и «новой русской волне»?

Вы знаете, я к 37 годам не выучил ни одной чужой песни. Возможно это минус и я бы «получше пел» если бы все-таки себя заставил, но может именно поэтому у меня есть собственный голос и звук? Русского рэпа я никакого серьезно-внимательно не слышал — ничего вообще — ни нового, ни старого, ну разве что только пару треков Децла в молодости, царствие ему… И не собираюсь ничего слушать. Так как во-первых — эти их «биточки» — это не музыка вообще, скорее некая форма ее отрицания, еще более отрицательная чем навязчивая и примитивная попса. Ну и как стихи — тоже совсем мимо… У русских были уже Серебрянный Век, Хлебников и Маяковский, да тот же Егор Летов, Умка до сих пор поет... Ну и как можно серьезно относиться ко всей этой похабщине? А вот звезд «волны» немного изучаю, даже на концерты бывает хожу заценить очно — но это убого, уныло и, уверен, рано или поздно схлынет, как любая «волна». Вот только что послушал новый альбом достаточно успешной и популярной в андеграунде сейчас группы, не будем показывать пальцами — 9 треков — как будто один и тот же всю дорогу на самом деле, реально! Саунд у них даже не вторичный — просто набор клише, штампов и стереотипов — которые были актуальны в поп-музыке тридцатилетней давности, с политизированной, но натужной, слабенькой во всех смыслах лирикой… Эти ребята везде трубят о том что они «выросли на Летове и Кино» — что само по себе уже смешно — так как совершенно разные явления. Уверен что великий русский поэт, углубленный меломан и экспериментатор психоделист Летов реально бы плевался и ругался страшно, услышав. А вот на Кино действительно крайне похоже, но скорее как дурная калька, хотя само Кино — это уже закос и калька, понимаете?… Я сейчас выскажу одну очень важную мысль которую постоянно гоняю по поводу этого всего — чем нынешняя «волна», поколение отличается от нас — предыдущего поколения, скажем так — времен «психоделической революции». Те кто формировался и развивался уже в относительной стабильности и капитализме — они являются носителями совсем других глобальных систем ценностей, другого совсем мировоззрения. Утрируя максимально категорично: для них творчество, музыка уже не является чем-то сакральным, трансцендентным, самоцелью — это просто еще один способ достижения успеха, результата. И это скучно.

Последний совсем пошлый и дурацкий вопрос: ты счастлив?

Да, вполне. Думаю что для мужчины счастье прежде всего в том, чтобы продолжать борьбу за свои ценности, идеалы, за то что любишь и во что веришь, и по-возможности не идти в этом ни на какие компромиссы. И в этом смысле смысле мы сейчас реализовали удивительно устойчивую и гармоничную модель. В нашей жизни присутствуют минимум два «любимых дела», направления деятельности которые замечательно поддерживают друг-друга.

фото — Иван Самоваров
фото — Иван Самоваров

7ого апреля 2019 года.

Сообщество Кафедры в ВК.

Кафедра на Facebook.

Кафедра в Instagram.

Дискография Кафедры на Bandcamp.