Найти тему
Кинокружок Курилова

Три самых крутых и сумасшедших российских боевика

Кадр из фильма "Цензор".
Кадр из фильма "Цензор".

Иногда наши киношники делают реально безумные боевики и триллеры. В хорошем смысле. Вспомним троицу наиболее безбашенных. Каждая из этих работ раздвигает устоявшиеся рамки и не ради зауми, а в интересах треша и угара. Все фильмы сняты энтузиастами с маленькими бюджетами, но не в деньгах счастье.

Пришел медведь и как начал реветь

«Скиф» (2018) Рустама Мосафира — псевдоисторический боевик на основе шаолиньских фильмов и вестерна. С аллюзиями на «Танцы с волками», «Во имя короля», «Безумный Макс» и другие культовые вещи. Слухи, что это ура-патриотическая былина, придумали по ошибке (подробнее — здесь).

Лютобор в непонятных  ситуациях использует ярость медведя. "Скиф".
Лютобор в непонятных ситуациях использует ярость медведя. "Скиф".

Действие происходит в Крыму (Тмутараканское княжество), примерно в девятом веке. Каким-то чудом выжившие после долгих лет уничтожения скифы крадут у русского ратника Лютобора жену и ребенка. Разгневанный боец отправляется их спасать, взяв с собой пленного скифа Куницу (Александр Кузнецов), чтобы показывал дорогу. Тут врубается бадди-муви, в ходе которого враги станут друзьями.

Они пойдут по колено в крови, уничтожая на пути русских охотников за головами (Лютобор формально оказался вне закона), отмороженных разбойников, одетых как в японских вестернах, и совершенно невероятных фриков, братьев по разуму и генетическим дефектам для каннибалов из «Костяного томагавка».

Ближе к финалу пойдут жесткие разборки в племени скифов. Фишка не в нон-стоп экшне, такого добра хватает. Важно как это делается. Все предельно «телесно» и брутально, под стать «Центуриону» Нила Маршалла, с элементами слешера и сплаттерпанка. А когда Лютобор врубает сверхспособность медвежьей ярости, становится совсем круто.

Автор во многом вдохновлялся самурайскими фильмами. "Скиф".
Автор во многом вдохновлялся самурайскими фильмами. "Скиф".

«Аморальная и безнравственная поделка»

Если верить западным СМИ, «Хардкор» (2015) такой: бездуховный фильм с культом всего того, что полвека назад в западном кино критиковали газеты СССР, «технически сильная, но аморальная и безнравственная поделка, неспособная научить подрастающее поколение ничему хорошему».

Для фильма из этой подборки лучше эпитетов не придумаешь. «Хардкор» действительно худоголовый фильмец, безжалостно эксплуатирующий всё, о чем пишут про него в американских газетах (газеты всегда правы), да еще и в атмосфере приключенческого 3D-шутера, показывая все действие от первого лица. Ранее подобными трюками в эпизодах баловались разные ребята — от Данилы Багрова до Ричарда в фильме «Пляж», но делать такой фильм целиком, видимо, считали глупым. Ну, а режиссер Найшуллер и продюсер Бекмамбетов взяли да сделали.

Мяса тут взвешено с двумя добавками, кроме того всего за пару миллионов баксов прислали американских актеров и раскрыли темы: русского мата, танков УВЗ; видов на Москва-Сити, сталинские высотки и какие-то бомжатники столицы. Есть внезапный сумасшедший эпизод – боевик в стиле мюзикла. Разосланы приветы Уве Боллу (позавидовал, наверно, Найшуллеру) и таким прекрасным творениям, как «Адреналин-2» и «Рейд».

Но были и радостные отзывы – от адекватной прессы. "Хардкор".
Но были и радостные отзывы – от адекватной прессы. "Хардкор".

Эмоционально не черствого зрителя вдохновят сцены разрушений под знаменитое «На заре» группы «Альянс». Спич от Тима Рота («встань и ... им всем») наверняка на многих действует ободряюще. Я не устал. Некоторые западные критики от такого жесткого нон-стопа слегка устали. А я бы еще полчаса поиграл… то есть, посмотрел бы.

Сама жесть говорит: «Вот это жесть...»

Дебютная работа непрофессионала в кино Константина Шелепова, сделанная за пять лет и около 60 тысяч долларов, оказалась очень крепкой для «бэшки». И, если у «Хардкора» нет равных в России по придурочности, то «Цензор» – самый жестокий триллер.

Повышенный градус жесткости обусловлен сюжетом: в недалеком будущем герои тестируют на уровень жести (если показатель превышен, у разраба неприятности) компьютерные игры с полной имитацией реальности. Задача такого цензора – зайти в игру и совершать в ней максимально лютые устранения персонажей, чтобы понять, не слишком ли много позволяет игроку программа.

В результате большую часть времени совершаются убийства в разных предлагаемых обстоятельствах: от гражданской войны в СССР до средневековой охоты на ведьм и нашествия зомби. Такого количества крови невинных персонажей на руках протагониста зритель, наверно, еще не видел. Да, это не настоящая кровь, и ближе к финалу герой задумается об увольнении, но все-таки это не просто жесть. Это, как минимум, жесть в квадрате. Уве Болл и к этому фильму наверняка проявил бы интерес.

  • Спасибо за дочитывание!
    Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, и до новых встреч!