Сегодня мы продолжим разговор про универмаги. В Европе они имеют богатую историю, и на данный момент их концепция используется на равне с концепцией торговых центров.
Так каждая европейская страна имеет одну или несколько сетей универсальных магазинов. К примеру, во Франции это Galeries Lafayette и Citadium, в Германии KaDeWe и Bikini Berlin, в Финляндии и Прибалтике Stockmann и Sokos, а в Швеции Ahlens.
Что в целом подразумевает под собой это понятие?
В прошлом универмаг мог быть обычным магазином тканей (как это было с Debenhams) или стекла (как я уже рассказывал про Stockmann), но затем он разростался и действительно становился универсальным магазином, в котором можно было купить всё - от подсвечника известной ювелирной марки до автомобиля.
Важно отметить, что универмаги также делятся по уровню своей аудитории. Так существует лондонский Harrods, куда идут за последними коллекциями модных дизайнеров, а недалеко от него стоит флагманский Debenhams, где покупки уже совершает средний класс с соответсвующими запросами.
Тренд универмагов проник в нашу страну в конце нулевых. Как известно, с начала ХХI века Россию захватили торговые центры. Некоторые из них сторились на месте рынков и отчасти повторяли их - множество стеклянных кабинетов, отделенных друг от друга и имеющих собственные примерочные, кассы и сотрудников. Объединялись они скучными коридорами и не производили ощущения чего-то целостного. В дальнейшем они эволюционировали, коридоры превратились в роскошные многоэтажные атриумы, вместо непонятных арнедаторов пришли интерконтинентальные бренды, появилась активность в виде праздников или занятий для детей, в которых участвовали все посетители магазинов. Но сами магазины всё так же были отделены друг от друга.
Универмаги предлагают иной подход - вы можете пройти от одного его конца до противоположного с одной корзинкой или шоппером в руке, набрать различный товар и оплатить на любой кассе. Так, зайдя через центральный вход обычно вы попадете в отдел косметики, выберете там помаду и шампунь, после подниметесь на следующий этаж, где решите приобрести курту, и вспомните что этажом выше есть товары для дома, а вам как раз нужны новые тарелки и ковер. И уже на самой последней точке все вместе и приобретёте.
Выгодное отличие универмагов в том, что нет надобности постоянно заходить и выходить в новый магазин, выяснять, где в нем женская или мужская коллекция, касса и примерочные. В универмаге обычно все подчинено одной стратегии и вам будет достаточно одного раза, чтобы все понять. Ну и не стоит забывать, что в этом месте на выбор представлен не один бренд, а сотни или тысячи.
Однако в этой концепции существуют и минусы - обычно они касаются ассортимента. Монобрендовые магазины могут иметь полную и наиболее актуальную матрицу товара, тогда как в универмагах бренд представлен в более сжатом варианте, выбираются обычно топовые продукты, которые наверняка понравятся покупателям, а это ограничивает выбор.
В начале статьи я перечислял универсальные магазины европейских стран, но в России есть и свои примеры. В Петербурге есть ДЛТ и Au Pont Rouge - представители высокого класса и универмаги "Московский" и "Кировский", продающий товар для среднего, среднего+ класса и имеющий более локальный характер.
В следующих статьях мне хотелось бы подробнее познакомить вас с историями разных брендов, в том числе и универсальных магазинов.
Спасибо и до встречи!