Найти тему

Секрет выразительного чтения - правильное дыхание!

ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО
ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО

Штурм мозга на тему «Что в Жизни человека главное?»

-Деньги!- первое, что приходит нам в голову.- Они дают свободу!

-Движение! – скажет тот, кто понимает важность этого. - Движение - это жизнь!

-Питание! – стараются посадить в калошу другие. - Ты есть то, что ешь!

Горячий спор может длиться долго, но мало кто вспомнит, скорее всего, никому и на ум не придёт незаметная и скромная штука-рефлекс - ДЫХАНИЕ!

Я очень хорошо помню с детства, как однажды мама сказала мне:

-Никогда не ешь в транспорте во время движения. Не поможет ни один доктор, если крошка попадёт в дыхательное горло!

Не буду комментировать с точки зрения строения трахеи и перспектив оказания медицинской помощи, но воспитательный эффект этой фразы был колоссальный. Помню совет всю жизнь, следую ему и всегда удивляюсь мамочкам, которые суют ребёнку куски еды в общественном транспорте (и не только с точки зрения дыхания). Помните ворону, лишившуюся кусочка сыра, когда перехватило дыхание: «от радости в зобу дыханье спёрло»?

«А ведь и верно, - спохватятся теперь незримые оппоненты. - Без дыхания мы не протянем долго, минуту …две…три….». Вот вместе и добрались до сути: Дыхание - это наше всё!

ДЫХАНИЕ – благо и жизнь, а в жизни мы говорим, читаем, поем! И желательно лучше говорить, лучше читать, лучше петь! А для этого надо уметь ПРАВИЛЬНО д-ы-ш-а-ть!

Возможно, кто–то скажет, зачем нужна преамбула, если можно было сделать проще: дать упражнение на дыхание. Но, механическое выполнение любого упражнения не принесёт пользы. Главное, чтобы мысль, ОСОЗНАНИЕ важности правильного дыхания прошла через ваш мозг.

Итак, мы хотим научить ребёнка ЧИТАТЬ правильно и выразительно? Тогда учим его ДЫШАТЬ ПРАВИЛЬНО! Помним:

1.У нас нет органа, который издаёт звуки.

2.Органы тела человека (лёгкие, диафрагма, грудная клетка, голосовые связки, язык, мышцы щёк, губы), объединившись, помогают нам произвести звук!

Что добавляем в этот коктейль? Конечно, воздух! Но, не в упаковочке с бантом, а через вдох! Каким он должен быть? Как произведён? Какой ритм и частота должны быть? Будем постепенно рассматривать эти вопросы. ВДОХ и ВЫДОХ - движения дыхательных мышц, происходящие даже во сне.

Практика:

ВДОХ - сделайте вдох носом спокойно и ровно. Контролируйте движение мышц: положите левую руку на пупок, правую – на нижние рёбра. При вдохе рука на животе должна почувствовать лёгкое движение, живот слегка подаётся вперёд. Если этого лёгкого движения нет, то дыхание поверхностное. Исправляйте! (Примечание: не нужно сильно выпячивать живот!).

ВЫДОХ. Образуем «звуковую» (воздушную) струю, именно она вызывает вибрацию голосовых связок, и мы получаем звук. Делаем ВЫДОХ – спокойный, ровный, но не очень глубокий, оставляем оптимальный запас воздуха, чтобы избежать напряжения связок, нарушения плавности и перерывов в звуке. Губы вытянуть, как при звуке «У» трубой, они должны быть упругие и активные.

УПРАЖНЕНИЕ:

-«Поехали», на звук «Ф» делаем выдох: Ф-ф-ф-ф. Щёки не надувать! Указательными пальцами обеих рук можно слегка прижать щёки к зубам, чтобы щёки не надувались.

-Поднесите ладонь тыльной стороной к губам на расстоянии около 10 см. Почувствовали струю воздуха? Она должна быть холодной – делаем тактильный контроль. Нормализуем вдох и выдох! Отлично!

Повторите с ребёнком возле зеркала, пусть малыш видит вашу артикуляцию, движения и соотносит со своими. Учите ребёнка правильно дышать и чувствовать свой организм! Хвалим свою Радость за все игры и практики!

ИГРЫ: 1.«Одуванчик»- сорви и подуй на него. 2. «Шарик»- надуй воображаемый воздушный шарик.

Внимание! В интернете вы можете найти разные методики дыхания, но будьте осторожны! ПРЕЖДЕ всего, убедитесь в безопасности методики для вашего ребёнка. Используйте упражнения только индивидуально, учитывайте особенности развития вашего ребёнка.

И не торопитесь выполнять тяжёлые упражнения: надувать реальные шарики, катать карандаш по столу, дуть в трубочку.