Найти в Дзене
Флориан Блэк

Дебютные альбомы-деликатесы. Дегустация # 8

Добрый вечер, господа. Сегодня нас ждет изысканная трапеза из сплошных деликатесов, уж не сомневайтесь. Устраивайтесь поудобнее, слушать подано. Три без преувеличения выдающихся дебюта, три вкуснейших виниловых блина уже на столе. И начнем мы с первого альбома британской группы Procol Harum, выпущенного в 1967 году.
Обложка работы некоей Дикинсон, девушки Кита Рида.
Harum для того времени были

Добрый вечер, господа. Сегодня нас ждет изысканная трапеза из сплошных деликатесов, уж не сомневайтесь. Устраивайтесь поудобнее, слушать подано. Три без преувеличения выдающихся дебюта, три вкуснейших виниловых блина уже на столе. И начнем мы с первого альбома британской группы Procol Harum, выпущенного в 1967 году.

Обложка работы некоей Дикинсон, девушки Кита Рида.
Обложка работы некоей Дикинсон, девушки Кита Рида.

Harum для того времени были необычны во всех отношениях. Начать с того, что у группы был собственный автор текстов, поэт Кит Рид (Keith Reid). Два клавишника в составе - пианист Гари Брукер (Gary Brooker) и органист Мэттью Фишер (Matthew Fisher). Музыка, впитавшая в себя взаимоисключающие, казалось бы, влияния: с одной стороны, европейская классика, с другой - американский ритм-энд-блюз и соул. Необычными были и обстоятельства, при которых создавался дебютный альбом группы, состав которой ещё не устоялся до конца. Так и получилось, что гитарист Рэй Ройер (Ray Royer) и барабанщик Билл Айден (Bill Eyden), помогавшие записывать эпохальную композицию "A Whiter Shade Of Pale", выпущенную на сингле, в записи альбома участия уже не принимали, а на их место пришли соответственно Робин Трауэр (Robin Trower) и Барри Джеймс Вилсон (B. J. Wilson). Бас-гитаристом Harum на тот момент являлся Дэвид Найтс (David Knights).

Слева направо: вверху - Trower/Wilson/Reid, внизу - Brooker/Fisher/Knights
Слева направо: вверху - Trower/Wilson/Reid, внизу - Brooker/Fisher/Knights

Соль в том, что песня, ставшая визитной карточкой коллектива и получившая невероятную известность во всем мире, даже не вошла в английское издание альбома! Мало того, в Британии вышла только моноверсия пластинки! Наверное, компания Deram не очень серьёзно подошла к изданию трудов своих подопечных, а зря. Недаром Рид говорил впоследствии: "В первый альбом вошли наши самые лучшие песни, но они были хуже всех записаны". Впоследствии альбом неоднократно переиздавался, каждый раз с новым трек-листом, однако качество звучания оставалось на прежнем уровне, так как оригинальные мастер-пленки были утеряны, по-видимому, безвозвратно.

Даже в отсутствие "A Whiter Shade Of Pale" (вошедшей, правда, в американскую версию альбома) здесь и вправду есть что послушать: разнообразные песни, в основном небольшой продолжительности, сменяют друг друга, как в калейдоскопе. Незабываемая Conquistador была изначально написана как инструментальная пьеса в испанском духе, и впечатленный Рид сочинил стихи соответствующей тематики. Правда, обычно последовательность работы была другой - готовый текст служил вдохновением для музыки, которую по большей части создавал пианист и ведущий вокалист Брукер, постаравшийся каждой песне придать свой характер, какую-нибудь изюминку. Вот в непритязательной с виду She Wandered Through The Garden Fence возникают пассажи органа, и густая тень Иоганна Себастьяна накрывает собой подпрыгивающую мелодию. Загадочной Something Followed Me с её медленным течением музыканты вводят слушателя в раздумья, но тут же выводят обратно юмористически-водевильной Mabel. Мистически-блюзовая Cerdes (Outside The Gates Of), обманчиво пафосная A Christmas Camel, безалаберная Kaleidoscope - в исполнении Брукера всё время ощущается едва уловимая ирония, хитрая усмешка в докторватсоновские усы. Да и то сказать, разве можно по-другому петь стихи, которые понаписал Кит Рид, явно решивший переплюнуть по части абсурдных текстов Джона Леннона и Сида Барретта, вместе взятых. При этом Риду не требовалась какая-то дополнительная стимуляция - может, что-то он и покуривал, но его песни больше похожи не на кислотные трипы, а на плоды буйной фантазии сильно начитанного человека. В конец альбома поставили композицию Мэттью Фишера Recent Walpurgis - инструментал, где и гитаристу Робину Трауэру дали простор для соло, хотя главную роль играет, разумеется, торжественный орган. Пластинка, записанная в спешке и с неважным качеством, не затерялась среди шедевров, выпущенных в тот год - а среди них был и битловский "Sgt. Pepper", и роллинговский "Between The Buttons", и множество других выдающихся работ. Конечно, во многом это произошло благодаря двум синглам-локомотивам, потащившим за собой весь состав: предшествовавшему - A Whiter Shade Of Pale и последовавшему - Homburg. Оба они сейчас включаются во все переиздания диска, классический статус которого по прошествии времени сомнению не подлежит.

Следующий первенец, бурей врывающийся в наш уютный уголок - гордый отпрыск легендарной американской группы, названной, как они там любят, именем своего родного штата - конечно, это хард-прогрессивщики Kansas. Их дебютный альбом рождался в муках, впрочем, как и сам коллектив, несколько раз до того сменивший и состав, и название. В конечном итоге звезды сошлись как надо, и могучая кучка из шести человек начала создавать свою потрясающую музыку.

-4

В тот поистине "золотой" состав входили необычайно одаренные люди: композитор и мультиинструменталист Керри Ливгрен (Kerry Livgren), вокалист и клавишник Стив Уолш (Steve Walsh), гитарист Рич Уильямс (Rich Williams), поющий скрипач Робби Стейнхардт (Robby Steinhardt), бас-гитарист Дэйв Хоуп (Dave Hope) и барабанщик Фил Эхарт (Phil Ehart). Будучи патриотами родного штата, записываться они тем не менее поехали в Нью-Йорк по приглашению продюсера Уолли Голда, который "открыл" группу и подписал с нею контракт от имени компании Kirshner Records, где числился вице-президентом. В альбом, названный просто Kansas, вошли композиции, сочиненные для предыдущих проектов Ливгрена и Уолша - двух основных авторов коллектива. Пластинка вышла в свет весной 1974 года, хотя некоторые песни уже имели трех-четырехлетнюю историю.

В качестве изображения для обложки был использован фрагмент фрески с правительственного здания столицы Канзаса, города Топики. Большой бородатый человек с винтовкой в одной руке и Библией в другой - это борец за освобождение рабов Джон Браун, казненный после вооруженного налета на арсенал Харперс-Ферри с целью захватить оружие, чтобы дать волю чернокожему населению.

-5

Яростный свободолюбивый дух чувствуется и в музыке Kansas: хотя группу причисляют к прогрессив-року, подача у неё вполне хардовая. Сильная ритм-секция, плотный саунд, взвинченный вокал, бурлящий орган, а скрипач наяривает скоростные партии с маниакальной одержимостью. Зато продуманные искусные аранжировки, масса неожиданных ходов и нюансов, умелое чередование размеров, вокальные гармонии - короче, изящество и глубина - это от прогрессива. При этом группа не подражает своим европейским "старшим братьям" вроде Yes или ELP, а старается держаться корней: американским духом в той или иной степени пропитаны все композиции. Альбом начинается со скоростной напористой Can I Tell You, сразу увлекающей в музыкальный водоворот, и продолжается в том же духе Bringing It Back - кавером на Джей Джей Кейла (J. J. Cale), где ведущий вокал доверен скрипачу Стейнхардту. (Стейнхардт на этом альбоме является чуть ли не ключевой фигурой, хотя в дальнейшем он стал занимать менее важное место в группе). Баллада Lonely Wind принадлежит Уолшу, он же её и поёт. Хорошая лирическая разрядка. А вот Belexes - это детище Ливгрена, вещь куда более сложная для исполнения, и здесь вокалисту приходится напрячь все силы. Уолш блестяще справился с задачей, показав себя достойным соперником хард-роковых вокальных грандов, на фоне визжащей скрипки и "примоченной" гитары Уильямса. Дальше - круче: мистическая Journey From Mariabronn, написанная Ливгреном и Уолшем - яркий пример симфонического рока - состоит из нескольких частей и показывает, насколько музыканты искусны как аранжировщики, и насколько высок их уровень владения инструментами. То же самое можно сказать о двух заключительных композициях, Apercu и Death Of Mother Nature Suite, невыразимо прекрасных эпических произведениях, сразу выведших Kansas в высшую лигу мирового прогрессива, а в Америке на этой стезе у них тогда конкурентов и близко не было. Бледновато на фоне этих шедевров смотрится песня The Pilgrimage, выпадающая из общей стилистики, но это не столь существенный недостаток. Очень впечатляющая работа, ставшая началом долгой и славной карьеры! Кстати, альбом 2020 года, остроумно названный "Отсутствие присутствия" (The Absence Of Presence), вот-вот выйдет в свет, хотя от оригинального состава там остались только гитарист и барабанщик.

Идем дальше по временной шкале. Чем ближе конец семидесятых, тем сильнее меняется музыкальный пейзаж. Могут ли новички, исполняющие традиционный рок, пробиться на фоне засилья электроники, диско, мусорного панк-рока и слащавой эстрады? Да ещё если эти новички отнюдь не юные красавцы, а взрослые дяди, находящиеся к тому же в полной заднице с финансовой точки зрения? Оказалось - могут! Оказалось, что хорошие душевные песни с запоминающимися мелодиями и умными текстами всегда в цене, а выход из отчаянного положения (по-английски dire straits) всегда есть, надо только не опускать руки. Так и сделали музыканты Dire Straits, британского квартета, выпустившего свой дебютный альбом в 1978 году, когда участникам группы было уже под тридцать. В группе играли два брата - гитаристы Марк и Дэвид Нопфлеры (Mark & David Knopfler), бас-гитарист Джон Иллсли (John Illsley) и опытный барабанщик Пик Уизерс (Pick Withers), уже отметившийся на альбомах прогрессив-группы Spring и блюзового состава John Dummer Band.

John Illsley/Mark Knopfler/Pick Withers/David Knopfler
John Illsley/Mark Knopfler/Pick Withers/David Knopfler

Неброский стиль Dire Straits, их обыденная внешность - ничто не выдавало в них будущих звезд, это была типичная группа для уютного паба на углу, и собственно по кафешкам они и выступали, называясь поначалу Cafe Racers. Заключить контракт на запись пластинки помог случай: желая получить дельный совет, музыканты передали свои демозаписи радио-диджею Чарли Джиллетту, и тот прокрутил в эфире композицию Sultans Of Swing, с помощью безошибочного чутья угадав будущий суперхит. Это случилось осенью 1977 года, а уже в феврале 1978 г. группа оказалась в студии, чтобы за короткий срок записать свою программу, уже обкатанную на "живых" выступлениях. Продюсером пластинки выступил Мафф Уинвуд (брат Стива Уинвуда из Traffic), а вышел альбом на знаменитом лейбле Vertigo. В Британии он занял пятое место, в Германии первое, а будучи изданным в США компанией Warner Bros., поднялся до второй строчки. Внезапный, но совершенно заслуженный успех.

Лидером группы, безусловно, являлся Марк Нопфлер - автор всех песен, певец и лид-гитарист с характерной манерой игры, позволявшей ему выдавать порхающие скоростные пассажи к большому удовольствию слушателей. В текстах Марк без прикрас, с подкупающей искренностью описал разные жизненные ситуации, в которых он оказывался: так, например, Down To The Waterline (воспоминание о подростковых годах) рассказывает о ночной прогулке вдоль реки с подружкой и эротических фантазиях, посещающих юную голову, Six Blade Knife - песня о разрыве и черной ревности (Нопфлер незадолго до того прошел через развод), а Sultans Of Swing, как понятно из названия, посвящена музыкантам в группе. In The Gallery - дань уважения скульптору и художнику Гарри Филлипсу. Две заключительные композиции - Wild West End и Lions - зарисовки из лондонской жизни. В музыкальном плане песни на пластинке, щедро сдобренные акустическим гитарным звучанием наряду с "электричеством", содержат элементы кантри, рэггей, рокабилли, фолка и щепотку блюза - излюбленная смесь Нопфлера, которой он придает неповторимые черты благодаря особой доверительной интонации, "цепляющим" мелодиям и глуховатому, совсем не певческому, но очень обаятельному голосу. Подмывает сказать "скромное обаяние буржуазии", да вот только скромняга Нопфлер совсем не похож на буржуа, хотя с годами и стал выглядеть более респектабельно.

Итак, состоялась уже восьмая дегустация деликатесных дебютных альбомов, а впереди по-прежнему поле непаханое, молочные реки и кисельные берега. Изобилие замечательной музыки! Благодарю всех дочитавших до конца и до новых встреч.

Предыдущие публикации рубрики:

Дегустация номер один

Дегустация номер два

Дегустация третья

Дегустация четвертая

Дегустация пятая

Дегустация шестая

Дегустация седьмая