Салют. Давайте немного поговорим о классической литературе. Точнее, её роли в образовании современного школьника. Со всеми этими прекрасными, глубокими книгами есть пара определенных проблем, имеющих, увы, далеко идущие последствия.
Во-первых, самое очевидное. Многие произведения, которые нынче проходят в школе, написаны для взрослого читателя. Не ребёнка. Это серьёзные работы, с психологией, многогранностью, глубиной – и вот дают, например, «Преступление и наказание», шестнадцатилетнему парню и говорят: вперед, читай! Выдай-ка нам подробный анализ Раскольникова! Но в таком возрасте не Раскольников со своей тягучей рефлексией интересен, это кажется нудным, это не книга для шестнадцатилетних парней. Подростку отлично зашел бы, например, условный Гарри Гаррисон с приключением, драйвом, юморком. Именно такие книги читают (по своему желанию) подростки.
Стоп, представляю, что вы скажете мне в ответ. Какая разница кому что интересно? Это школьная программа, а не кружок по интересам. Тут речь не о том, что нравится!
Да, всё вроде бы так. Но отвечу на этот вопрос я несколько позже.
Второй момент, на который нужно обратить внимание это то, что огромная часть из того, что нынче проходят в школе, написано в позапрошлом – даже не прошлом уже! – веке. То бишь в тысяча восьмисотых годах. Зачастую даже тогда, когда крепостное право, натурально, еще не отменили.
Задумайтесь на минутку, о насколько другой эпохе идёт речь – ведь нас разделяют три революции, две мировых войны, холодная война, рождение и падение СССР. Это при том, что сейчас, по факту, мы даже на 90ые годы двадцатого века как на другую эпоху смотрим. Хотя разница всего в двадцать-тридцать лет.
Насколько понятно то время – 19 век – современному человеку?
От конкретного человека, конечно, зависит, но смею предположить что не очень, в большинстве своём. Наш современник – особенно школьник! - онлайн практически 24 на 7, живёт в большом городе и живую лошадь, например, видел всего пару раз в жизни, в каком-нибудь парке. И представляется лошадь как что-то очень большое, вонючее и непонятное. Может больно стукнуть копытом, близко лучше не подходить.
Зачем она вообще нужна когда есть электросамокат и велосипед?
А ведь для героя 19 века лошадь это всё – верный друг, соратник, если речь идет о каком-то офицере, или кормилица, без которой семья просто от голода умрёт – когда речь заходит про крестьян.
Способен ли сопереживать, на самом деле, глубоко, эмоционально, современный школьник проблемам дворянина 19 века? Насколько они ему понятны и близки?
Да и темп жизни за прошедшие столетия изменился очень сильно. Мир стал глобальным, информационно очень насыщенным, быстрым, совершенно другим. Современным авторам, которые только обучаются писательскому мастерству, говорят: старайтесь зацепить читателя в самом начале, с первых же строчек, иначе потеряете. Или, например, не надо длинных и подробных описаний каких-то предметов.
Но у классиков-то мы видим и очень неспешно раскручивающиеся сюжеты и описания предметов по пол страницы!
И это совершенно нормально, тогда писали по одним правилам, прошло много времени, правила изменились, как и язык, как и мир вокруг нас. Но речь-то идёт про современного школьника, современного читателя!
От него хотят чтобы он сделал над собой определенное усилие, отключил своё восприятие человека 21 века.
И это – поскольку речь не идёт о предмете «история» - уже ненормально. Это вредит. Вредит очень сильно. Люди думают что чтение это неинтересное, нудное, сильно устаревшее занятие. Кое-как читают то, что задают, исключительно ради оценок – а потом забывают про книги навсегда. Такой подход не учит любить чтение, наоборот, он рубит это желание на корню.
Я знаю немало людей, которые, самостоятельно читая что-то вне школьной программы – например, какую-то подростковую фантастику - дело это полюбили и продолжают читать. Но не знаком ни с одним, кто, прочитав Достоевского, Толстого, Радищева, сказал бы – «Ммм, а ведь читать это здорово! Что бы еще взять?»
Исключения, конечно, есть, например творчество Булгакова. Но это лишь исключения, не правило.