Найти в Дзене
Рисую словами

Иван да Марья - 5. "В казённом доме жизнь начинала, в казённом и буду её заканчивать..."

НАЧАЛО

Мария Захаровна поделилась с Оксаной своими планами. Она хотела отметить сороковой день после смерти Дмитрия Никитича в своей квартире, а потом продать её и поселиться в хорошем доме для престарелых. Хорошие дома есть, правда, проживание там не из дешёвых, но продав квартиру у Марии Захаровны деньги будут. Оксана по её просьбе подыскивала подходящий Дом для престарелых через интернет, а пока опекала Марию Захаровну сама, ежедневно навещала её, покупала и приносила продукты, взяла на себя полностью подготовку к поминкам на сороковой день.

Когда и Дом престарелых был выбран и покупатель на квартиру нашёлся, неожиданно всё изменилось. Оксана забежала к Марии Захаровне, чтобы сопровождать её в юстицию для оформления продажи квартиры и обнаружила у неё гостью. Это была Катя.
- Всё отменяется, - грустно сказала Мария Захаровна, - Катя приехала, будет со мной жить…
Никакой радости от этого на лице Марии Захаровны Оксана не обнаружила. Видно знала, что её ждёт.

- А что мне оставалось делать? Не чужая же она мне, - сказала Мария Захаровна, когда Катя вышла, - Ей жить негде…

Оксана продолжала навещать Марию Захаровну, но чувствовала, что Кате эти визиты не нравились. Она уходила на балкон и была там до тех пор, пока Оксана не уходила.

А однажды во время прогулки в сквере, которую они с Оксаной старались совершать ежедневно, Мария Захаровна попросила:
- Ты мне помоги, Оксаночка, найти социальный дом престарелых и определи меня туда.
- Мария Захаровна! Этого нельзя делать! Вы же знаете, что собой представляют наши социальные дома престарелых! Кто там за вами ухаживать будет? Для слепых там совсем условий нет.
- Оксаночка! Может и повезёт мне, и люди там будут хорошие… А дома я уже не могу. Я мешаю Кате, раздражаю её, она совсем не разговаривает со мной. Так не могу я. Уж лучше я буду испытывать трудности в доме престарелых, чем переносить такое отношение к себе от близкого человека. Ты меня не переубеждай. Я твёрдо решила. Помоги определиться, - Мария Захаровна плакала.

А ночью плакала Оксана. Она не могла уснуть и думала о судьбе своей подопечной. Столько несчастий выпало на её долю! Потеря родителей, детский дом, трагические события, оставившие её слепой навсегда. И как награда за это – любовь, понимание, забота и верность её мужа. И вот опять новые испытания.
За всё это время Оксана привыкла к Марии Захаровне, и та стала ей близким человеком. Может забрать её к себе?

- Нет, нет и нет! – заявила Мария Захаровна, когда услышала о намерениях Оксаны, - Я не хочу быть тебе обузой.

***
В дом престарелых оформили Марию Захаровну без проволочек. Оксана попросила брата, и тот отвёз их туда.
- Не так далеко это, всего 150 километров, - сказала Оксана, - Я буду наведываться к вам.

Дом престарелых не выглядел заброшенным. Во дворе много плодовых деревьев, клумбы с цветами. Персонал тоже показался Оксане заботливым, встретили приветливо, повели показывать комнату, в которой Марии Захаровне предстояло жить. Вид внутри был значительно хуже, чем снаружи, голые стены длинного узкого коридора, покрашенные синей и зелёной красками, вытертый до дыр линолеум, тусклый свет лампочек.
- Мы её пока поселим в большую комнату, а как освободится маленькая, на три кровати, тогда туда переселим, - сказала сопровождающая их женщина, назвавшаяся сестрой-хозяйкой.
- А когда освободится маленькая? - хотела уточнить Оксана.
- Ну, это никто не знает, - ответила сестра-хозяйка, - наши постояльцы люди старые, сегодня здесь… а завтра …

Комната, куда поселили Марию Захаровну, была на шестерых человек. Шесть металлических кроватей, шесть стульев, шесть тумбочек. Всё как в больнице, причём, в довольно плохой, заброшенной больнице.

- Ну, располагайтесь! У нас и комната отдыха есть, там телевизор. Ознакомитесь со всем потом, сказала сопровождающая и вышла.

На каждой кровати сидели старухи, одинаково сложив свои сморщенные руки на коленях. Они грустно посматривали на новенькую. Интереса в глазах не было. Молчали. Как безжалостна природа! Когда-то молодые были, красивые и, наверное, работящие, а сейчас… За что так?

Жалкое зрелище. Неужели у них у всех нет родных, которые могли бы о них позаботиться? Наверное, нет. Иначе, как можно было их сюда поместить?

С тяжёлым чувством Оксана возвращалась домой. А через неделю попросила брата вновь съездить туда. Съездить и забрать Марию Захаровну.

Не успела.

Они, как раз, подъехали к воротам дома престарелых, когда со двора выезжала машина скорой медицинской помощи. Это увозили Марию Захаровну. У неё случился инфаркт. Узнав об этом, Оксана с братом поехали вслед скорой. Но живой её застать не удалось. По дороге в больницу Мария Захаровна скончалась.

А что дальше? Ждёт ли т а м её Дима? И есть ли вообще такое место, как т а м ? Или ничего подобного нет? Нам не дано это знать.

Спасибо всем Читателям! Хорошего всем лета!