Найти тему
Adelina

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Для малыша в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди. И поэтому, один из главных советов родителям, заключается в том, что с ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – т.е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать.

Ребенок должен научиться называть себя по имени. Укажите на малыша и спросите: « Как тебя зовут?» Произнесите его имя. Повторите это много раз. Пусть ребенок произносит свое имя вместе с вами, когда вы спрашиваете: « Как тебя зовут?» Время от времени снова задавайте ему этот вопрос, и так до тех пор, пока он не научится произносить свое имя самостоятельно. Называйте ребенка по имени, когда вы разговариваете, играете с ним.

Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, чего он хочет и что делает. Показываете ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.

Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.

Читайте ребенку стишки и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы. В качестве примера можно вспомнить любимые детские сказки « Курочка Ряба», « Репка», в которых многократное повторение фраз « бил-бил не разбил», « тянут- потянут, вытянуть не могут», приводит к тому, что через некоторое время ребенок начинает их произносить вместе с мамой. Полезны также стишки, в которых встречаются строки, оканчивающиеся простым словом, которое ребенок может повторить. Читайте ребенку книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам те картинки, которые вы ему называете. Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

Развивайте у ребенка понимание речи взрослых, умение точно подражать словам, поддерживайте стремление малыша разговаривать с окружающими, знакомьте его с названиями предметов и явлений, учите выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.

В играх с малышом учите правильно называть окружающие предметы ( в основном, предметы домашнего обихода: одежда, мебель, посуда, игрушки), понимать и выполнять несложные задания; приучайте составлять фразы из нескольких слов. Так, мама показывает куклу и говорит: « Это Ляля. У Ляли глазки. Это носик. Это ручки, ножки». Затем она спрашивает ребенка и предлагает ему показать ( сначала у куклы, потом у себя): « Где Ляля? Где у Ляли глазки, носик? А где у Тани глазки, носик?»

Для развития понимания речи, расширения словарного запаса предлагайте малышу выбирать среди нескольких игрушек какую-то одну. Разложите перед ребенком игрушки: пирамидку, куклу, погремушку. Предложите найти среди этих игрушек, например, пирамидку и дать ее вам, переложить погремушку с одного места на другое и т. Д. постепенно усложняйте задания.

Для развития активной речи ребенка создавайте такие ситуации, при которых он вынужден будет обращаться с речью к взрослым. Для развития речи необходимо использовать все благоприятные моменты, когда ребенок вынужден обращаться к вам. Если малыш молча тянется к игрушке, предмету, спросите его: « Что тебе дать?» Если ребенок не может назвать предмет ( не знает, как он называется), назовите его сами несколько раз: « Тебе дать мяч, пирамидку?» Добейтесь того, чтобы ребенок по возможности все-таки назвал данный предмет. Отработайте с ним короткий диалог « дай- на». Например: дай мяч- на мяч; дай сок – на сок и т.п.

Для стимуляции речи ребенку нужно задавать вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. Мама, разбирая Андрюше кровать, спрашивает его: « Куда Андрюша пойдет? В кроватку, спать». Со временем на такие вопросы начнет отвечать ребенок.

Вызывать речевую активность можно и таким образом: взрослый показывает игрушечного щенка и спрашивает малыша: « Это котенок?» Такие провоцирующие вопросы вызывают у ребенка речевую активность, желание поправить взрослого, назвать предмет правильно, учат вслушиваться в речь окружающих.

К концу второго года с ребенком уже можно говорить не только о тех предметах, которые он видит в данный момент, но и о тех, которые он сейчас не видит, но уже знает. Это упражняет не только речь, но и память, учит вслушиваться и понимать речь без наглядного сопровождения.

Обогащение словарного запаса должно идти за счет не только существительных и глаголов, но и других частей речи. Дети усваивают не только названия, но и некоторые качества и свойства предметов: круглый, мягкий, твердый. Взрослые должны упражнять малыша в освоении новых понятий, представлений. Поводом для знакомства малыша с новым качеством предмета способна любая ситуация. Так, укладывая дочку спать, мать может сказать: « У нашей Тани кровать большая, а у Ляли маленькая». Когда вы указываете на величину предметов, необходимо, чтобы предметы, предлагаемые для сопоставления, находились рядом и ребенок видел их. Предложите малышу показать, где большая чашка, где маленькая, где большая ложка, а где маленькая. Следует указывать ребенку и на цвет предметов: « Какое красивое платье у Светы! Красное!».

Знакомя малыша с новыми словами, добивайтесь, чтобы он отчетливо произносил в них гласные звуки, стремился правильно употреблять согласные. При этом особое внимание следует обращать на твердость произнесения согласных звуков ( говорить « дай», а не « дяй»). Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Так, показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребенку: « Это гусь. Он кричит га-га-га. А теперь скажи, как кричит гусь». Если малыш будет ошибаться и произносить мягко ( « гя-гя-гя»), надо поправлять его.

Чем чаще ребенок станет произносить звуки, слова, фразы, тем совершеннее будет его речевой аппарат, тем быстрее он закрепит в своей речи вновь усвоенные слова. 

Поэтому родители должны следить, чтобы общение ребенка с окружающими людьми осуществлялось только с помощью речи!

-2

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2. При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите чётко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно – ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.

4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказывать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери. 

Рекомендации для родителей от логопеда

Уважаемые родители!

Ежедневные методические рекомендации обязательны в логопедической группе. Без вашей помощи логопед не сможет решить коррекционных и развивающих задач, не преодолеет отставания в речевом и общем развитии ребёнка.

  1. Тетрадь с заданием вы получаете в пятницу, а в понедельник приносите её в группу. В выходные выполняете все задания логопеда: делаете артикуляционную и пальчиковую гимнастику, проговариваете слова, предложения или учите стихотворение для автоматизации поставленного звука. Речевой материал для закрепления того или иного звука можно проговаривать не только дома, но и по дороге в детский сад или на прогулке.
  2. Артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребёнком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений.
  3. Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребёнка, если звук автоматизирован в стихотворном тексте. Если же звук только поставлен или автоматизирован в словах и предложениях, то в самостоятельной речи ребёнок не может произнести его правильно.
  4. В выходные дни домашнее задание выполняйте в первой половине дня. Заниматься нужно за столом, а артикуляционную гимнастику делать перед зеркалом.
  5. Вместе с ребёнком найдите нужные картинки по данной лексической теме, вырежьте и наклейте их, оказывая необходимую помощь, а не выполняя за него задание.
  6. Не стоит выполнять все задания сразу. Лучше заниматься несколько раз по 10 – 15 минут.
  7. Занимаясь с ребёнком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

Сотрудничество логопеда с родителями.

Чтобы у ребёнка сформировалась речь, необходимо развивать все пять органов чувств, которые есть у человека. Накапливая впечатления и ощущения, как зрительные, так и слуховые, различая запахи, ощупывая разные предметы, узнавая при этом, тёплые они или холодные, лёгкие или тяжёлые, мягкие или твёрдые, пробуя на вкус сладкое и кислое яблоко. Ребёнок познаёт окружающий его мир.

Говорите с малышом, называя словами всё то, новое, что он видит вокруг себя. Говорить нужно спокойно, неторопливо, короткими простыми фразами, доступными его пониманию.

Для того чтобы ребёнок заговорил, сначала ему надо накопить пассивный словарь, то есть научиться понимать достаточное количество слов будущей речи. А значит, взрослым надо всё оречевлять, т. е называть. Не проходите мимо красивого, показывайте его ребёнку, рассматривайте вместе с ним.

Дома по возможности привлекайте детей к бытовым делам. Хвалите их за выполненную работу. Говорите как можно больше слов, характеризующих качества предметов, например: «Какая чистая посуда!»; «Как ты аккуратно сложил одежду». Таким образом, будет расширяться словарь ребёнка. В этом помогут и детские книги с яркими иллюстрациями. Читайте детям, рассказывайте сказки.

В свободную минуту играйте с пальчиками ребёнка, массируйте их, например когда вы едете с малышом в автобусе. Развитие тонких движений пальцев рук способствует развитию речевой области мозга. И ещё: как можно больше пойте детям, пойте вместе с ними. Пение способствует развитию речевого дыхания, и в дальнейшем у ребёнка будет меньше проблем, связанных со звукопроизношением.

-3

-4