Найти тему
Записки меломана

Электронная география. Дания. Trentemøller. Obverse.

Небольшая географическая справка:

Короле́вство Да́ния — государство в Северной Европе, старший член содружества Датского Соединённого королевства, в которое также входят Фарерские острова и автономная территория Гренландия.

Копенгаген. Столица Дании. Изображение с mits.ru
Копенгаген. Столица Дании. Изображение с mits.ru

Дания — самая южная из скандинавских стран; расположена к юго-западу от Швеции и к югу от Норвегии, с юга граничит с Германией по суше. Дания омывается Балтийским и Северным морями. Территория страны включает в себя большой полуостров Ютландия и 409 островов Датского архипелага, среди которых наиболее известны такие, как Зеландия, Фюн, Веннсюссель-Ти, Лолланн, Фальстер и Борнхольм.

Датская музыка относится к числу древнейших в Европе. Дo XII века музыка Дании ограничивалась народными жанрами, позже начала зарождаться светская и духовная музыка. Начиная с XVI века в Дании развивается классическая музыка. Известный композитор Карл Нильсен считается величайшим композитором Дании. Из датских исполнителей в стране популярны музыкальные коллективы Aqua, The Raveonettes, Alphabeat, Mew, Iron Fire, Volbeat, Mercyful Fate и др. Также популярен джаз, в Копенгагене ежегодно проходит джазовый фестиваль. В городе Роскилле каждое лето проходит рок-фестиваль, в котором принимают участие многие мировые звёзды рока.

Пионером электронной музыки в Дании была Мари Эльза Паде. В 1950-х после Паде жанр развили её друзья — композиторы Пьер Шеффер и Карлхайнц Штокхаузен.

Пьер Шеффер. Изображение с bbc.co.uk
Пьер Шеффер. Изображение с bbc.co.uk

Ставший популярным в 1980-х диджей Кеннет Беджер привез в Копенгаген эйсид-хаус. Он сотрудничает со многими известными диджеями и исполнителями (Полом Окенфолдом, Gotan Project и др.), которые впервые посетили Данию именно благодаря ему. Успеха в жанре также добились группа Efterklang, совмещая электронную музыку с инди-роком, и перкуссионный дуэт Safri Duo, смешавший электро с этнической музыкой.

Дебют А́ндерса Трентемёллера состоялся в 1997 году. Вместе со своим другом DJ T.O.M. они сформировали первый живой house-проект в Дании, «Trigbag», и начали давать выступления у себя на родине и за рубежом. Их сингл «Showtime» игрался такими известными диджеями, как Алекс Гофер, Лоран Гарнье и Etienne de Crécy. Дуэт распался в 2000 году.

Трентемёллер вернулся в 2003 году вместе с The Trentemøller EP, включавшим в себя треки «Le Champagne» и «Work in Progress». В феврале 2004 Трентемёллер получил награду Danish DJ Awards в номинации «Up Front Release of the Year» за трек «Le Champagne».

Трентемёллер. Изображение с self-titledmag.com
Трентемёллер. Изображение с self-titledmag.com

В феврале 2005 Стив Баг выпустил в продажу популярный сингл Trentemøller — «Physical Fraction» на своем лейбле «Audiomatique». Этот сингл обратил внимание успешных международных продюсеров на Андерса и был продолжен тремя релизами на главном лейбле Стива Бага: Polar Shift, Sunstroke и Nam Nam. После этого множество рецензентов назвали его «лучшим молодым исполнителем 2005 года».

Трентемёллер также хорошо востребованный ремиксер. Этому способствовали его ремиксы на Martinez («Shadowboxing»), Sharon Philips («Want 2 Need 2»), Röyksopp («What Else Is There?»), The Knife («We Share Our Mother’s Health»), и на хит Моби «Go». Трек «Go (Trentemøller Remix)» получил 38 место в австралийском ARIA Club chart в октябре 2006 года.

Дебютный альбом Андерса The Last Resort был выпущен на Poker Flat в октябре 2006. И сразу два популярнейших музыкальных журнала (немецкий Groove Mag и французский Trax) назвали его «Альбомом года».

Trentemoller. The Last Resort. Изображение с trentemoller.bandcamp.com
Trentemoller. The Last Resort. Изображение с trentemoller.bandcamp.com

В 2019 Трентемёллер выпускает третий по счету альбом: Obverse. Вот что про него пишет Langdon Hickman, музыкальный обозреватель с сайта www.treblezine.com:

Obverse опускается в ночной сумрак, весь пурпурный и золотой, как уличный фонарь, отражающийся от масла и асфальта городских улиц. Здесь царит напряженная городская атмосфера; это не ночные блуждания по лесу с ручьями, а городские аллеи и улицы. Вы можете почти видеть закрытые магазины и парусиновые навесы вокруг вас, почти чувствовать прохладный вечерний воздух, кусающий ваши ссутуленные плечи, когда вы спешите. Это непосредственная и образная запись, которая не тратит времени на вступление и длинные заигрывания, чтобы начать воплощать свои звуковые образы. Trentemøller - известный жанровый скиталец и превосходно пользуется этим наследием, используя shoegaze, пост-панк, готический рок и downtempo для формирования цвета и образа звука, а не просто создает музыку по своим клише и называет это законченной работой. В результате Obverse ощущается как синтетическое целое, которое объединяет и смешивает свои составные элементы достаточно тщательно, чтобы чувствовать себя наиболее комфортно в таких жанровых областях, как трип-хоп или вышеупомянутый даунтемпо.
Недостатком этого, конечно, является то, что в альбоме есть только одно сдержанное настроение, где-то между болезненной и тревожной тоской и спокойствием и ясностью вечера. Это, по общему признанию, достаточно плодородное пространство, чтобы разместить песни и даже целый альбом, и Trentemøller достаточно умен, чтобы не отвечать на эмоциональные вопросы, которые песни вызывают в памяти, чтобы избежать приторной и раздражающей атмосферы самопомощи, как у других исполнителей, которые используют то же самое пространство. Эта уклончивость в ответе на вопрос является одновременно и силой и слабостью; есть добродетель в том, чтобы позволить этим чувствам формироваться без конца, потому что в конечном счете они являются ночными чувствами, которые не относятся ни к чему, кроме самих себя, и поэтому не могут быть действительно “решены”, но точно так же могут чувствовать себя эмоционально бесцельными без этого отчаянно искомого катарсического прорыва.
Возьмем, к примеру, Saturdays=Youth группы M83, еще одну запись, исследующую сходную местность. Эта запись, безусловно, стремится инкапсулировать и подчеркнуть свои вдохновляющие элементы немного более непосредственно, и, хотя она заканчивается медленным и протяжным эмбиентным фрагментом, который в конечном счете растворяет любые собственные попытки ответить на личные эмоциональные проблемы, она чувствует себя удовлетворительной и, возможно, даже трансцендентной. Portishead также являются бесспорными мастерами этого пространства, и их дискография является мастер-классом в том, как ориентироваться в этих эмоциональных/эмпирических цветовых/образных наборах таким образом, чтобы не оказывать нам медвежью услугу чрезмерного упрощения сложных и противоречивых пространств, в которых они находятся, все еще чувствуя удовлетворение. Дело не в том, что Trentemøller не удовлетворяет; его сосредоточенность на жанрово-агностическом саундшейпинге и острый темп заставляют песни доставлять новые концепции и элементы, чувствуя себя идеальной серединой между освежающим и гипнотическим. Возможно, тогда это неуместно - судить об этой записи таким же образом, как и о более поп-ориентированных композициях предыдущих групп, более близких к эмбиентной музыке в целом. Если речь идет о гипнозе, о долгом медленном темном туннелировании в центр какого-то переживания, то Obverse - это успех.
Это, пожалуй, лучшее достижение альбома. Там, где другие альбомы этого стиля, возможно, пытаются инкапсулировать и суммировать эти типы ночных переживаний, то, как мысль распадается в 3 часа ночи и заставляет нас в холодном воздухе расхаживать, размышлять, волноваться и разрушаться, Obverse вместо этого стремится жить внутри этих переживаний. Нет острых текстов, которые, казалось бы, прорезают опыт, как бы вычеркивают его и окружают его; вместо этого эти песни подобны свету, горящему внутри него, запечатлевающему не то, как эти чувства ощущаются при размышлении, а смятение и бесцельность в этот момент. Значит, все дело в гипнозе. Цель состоит не в прозрении или каком-то банальном ответе на переживание, а в самом переживании, чистом и неразбавленном.

Послушать альбом: