18 сентября 2013 года в залах фонда культуры «Екатерина» на Кузнецком Мосту открылась выставка. На вернисаже собралось беспрецедентное количество легендарных представителей художественного сообщества: галеристы, как действующие, так и ушедшие в тень, художники, про которых с придыханием говорят «классик», искусствоведы, критики, главные редакторы больших изданий, в прошлом бывшие колумнистами на передовых арт-процесса. Необычным был не только состав участников, но и чувство ностальгии, которое витало в воздухе.
Выставка, о которой идет речь – знаменитая «Реконструкция», масштабная кураторская инициатива Елены Селиной. Организатором выступил XL Projects, а поддержку в организации оказал фонд культуры «Екатерина» и музей современного искусства «Гараж». Огромный проект был разделен на две части. Первая часть, собравшая галереи и события с 90-х по июль-август 1995 года, была показана в сентябре-ноябре 2013 года. Вторая, охватившая период с сентября 1995 по декабрь 2000 года, в январе-марте 2014.
Двухтомный каталог выставки – детальная документация художественной жизни 1990-2000 годов и ликбез по современному российскому искусству, обязательный к изучению для каждого интересующегося. Проект стал первым во всем: первым опытом реконструкции выставок российских галерей, главным образом коммерческих, первой собранной от А до Я историей проектов и деятельности художников 1990-х годов. Наконец, каталог к выставке стал первой публикацией, подготовленной научным отделом музея «Гараж».
Почему был выбран именно этот временной отрезок? Тогда в постсоветской России вместе с финансовыми рынками возникли первые частные галереи (более 70, если верить заметке из журнала «Декоративное искусство», 2-3, 1993). Они показывали экспериментальные проекты, занимались продвижением современного искусства и, самое главное, создавали не существовавший до того момента в России арт-рынок. Вместе с политическими и экономическими изменениями, поменялась художественная ситуация. Как пишет автор проекта "Реконструкция" Елена Селина в статье «Время собирать камни…»:
Благодаря усилиям художников с Трехпрудного, а затем и деятельности дуэта живописцев Владимира Дубосарского и Александра Виноградова актуальная живопись получила второе дыхание – а позднее и шанс международного признания. Невероятная активность Анатолия Осмоловского, флюктуирующего от нарративного политического жеста в сторону нонспектакулярного искусства, происходила именно в это время.
Сегодня, в 2020 году, все, кто занимаются галерейным делом, говорят: это в первую очередь энтузиазм, и только во вторую – бизнес. В 1990-е годы тоже было так, но с поправкой: в первую очередь энтузиазм, во вторую – энтузиазм, в третью – энтузиазм, а только в четвертую – возможно перспектива для бизнеса. Именно тогда сформировалась особая просветительская роль галерей. Многие занимались популяризацией и поддержкой признанного только в 1980-х, с началом перестройки, неофициального искусства или, иначе, нонконформизма.
«Не лихие, а бурные девяностые» – так о периоде начала галерейного дела в России пишет в статье «Инсталлирование девяностых» искусствовед Андрей Ковалёв. События и правда разворачивались бурно, хотя было место и «лихим девяностым», как рассказывает в одном из интервью Ирина Филатова, куратор основанной в 1992 году галереи «Fine Art»:
Надо сказать, что потенциальные покупатели тогда были совершенно другие, не такие, как сейчас. Они бурно заработали свои миллионы, но оставались простыми, доступными. Они были очень любопытные – с интересом пытались понять, «что хотел сказать автор». Можно было приехать на метро с картинами под мышкой в банк, прочитать лекцию о современном искусстве, объяснить, что для банкира это имидж и вообще обязательно будет подниматься в цене. … Кто-то нам верил, кто-то не верил. К сожалению, то время характеризовалось еще и тем, что некоторых наших клиентов убивали, бывали и такие печальные истории.
Среди всего многообразия появившихся в начале 90-х галерей можно выделить несколько основных направлений и форматов. Были те, кто поддерживал и показывал наиболее радикальные, необычные для в недавнем прошлом советского человека проекты – «L» галерея (к 1995 году сменившая свою концепцию), «1.0», «Риджина», первым куратором которой был акционист Олег Кулик, галерея Марата Гельмана. С другой стороны, появлялись галереи, которые ставили во главу угла эстетику – галерея «Айдан», основанная Айдан Салаховой, дочерью живописца сурового стиля 1960-х Таира Салахова, а также «Якут» галерея. И той, и другой линии в разных проектах придерживались галереи «XL» и «Школа». В то же время существовали площадки, которые на протяжении всех 90-х придерживались исключительно концептуального искусства, «Obscuri Viri», а также «TV-галерея», работавшая только с видео-артом. Десятилетие 90-х стало моментом основания галереи «Spider&Mouse», единственной институции, имевшей аналоги в Европе, «Крокин галереи», галереи «Fine Art». Последние две существуют до сих пор. Еще одна галерея, появившаяся в 90-е и работающая до сих пор – галерея «Пальто». Её выставочное пространство очень мобильно – оно находится на подкладке пальто основателя галереи, Александра Петрелли.
Сложилось главное отличие галерей от музеев: выставки в галерее всегда становились сенсацией, чем-то новаторским и невиданным. Частная галерея воспринималась как место тотальной свободы. И приходила эта свобода от художников и кураторов, которые делали необычные, часто эпатажные проекты. Например, в 1992 году Андрей Филиппов и Иосиф Бакштейн организовали выставку в Бутырской тюрьме. Художник галереи «Риджина», в 1991 году прошел по улице и собрал все, что лежало у дороги, а затем создал из этого в галерее выставку «Окрестности галереи Риджина Арт», на которой в выставочном пространстве лежали дерн, камни и ветки. Случались и такие акции, как "Пятачок делает подарки" в той же галерее "Риджина". Как говорилось в программе:
зрителям будет предъявлен процесс превращения живого поросенка в свинину. Исполнители (артгруппа "Николай") гарантируют, что визга не будет, мясо отдадут гостям на съедение, а в буклетах будет изложен спор авторов на тему, несет убийство художественную ценность или нет.
В Галерее Марата Гельмана в то же время проводились острые политически ориентированные проекты. Вот отрывок о ее деятельности из каталога «Реконструкции»:
Однажды во время акции на открытии выставки Александра Бренера «Химеры, ко мне!» художник предложил всем пойти на штурм Кремля. Публика восприняла заявление как поэтическую метафору, но радикальный акционист и в самом деле отправился в известном направлении и стучался в калитку Спасской башни.
Неоднозначность времени, нестабильность жизни отражались на искусстве, галереях и художниках. Кто-то менялся, кто-то продолжал «гнуть свою линию», а кто-то закрывался и уходил – на время или навсегда (например, галерея «Риджина» была закрыта с 1995 по 1999 годы). Получилось так, что выставка «Реконструкция» воссоздала не только фрагменты экспозиций наиболее запомнившихся выставок 1990-х, представив их в фонде культуры «Екатерина» в 2013-14 годах. Она еще и задокументировала всю художественную жизнь того времени, показала, откуда «растут ноги» всего, что мы можем наблюдать сейчас.
В качестве эпилога - цитата куратора проекта Елены Селиной из ее статьи в каталоге «Реконструкции»:
В 2001 году стартовал наконец так долго ожидаемый рынок.
Текст: Варвара Муратова
telegram @moskvagalereinaya
instagram @mgdaily__