Рассмотрев другие интересные профессии в кино (дублеры и кинокритики), сегодня мы расскажем вам об операторах. Ведь они играют важную роль в создании киноленты. Самые талантливые операторы со всего мира удостаиваются кинонаграды "Оскар". Давайте же погрузимся в детали этой занимательной профессии!
Терминология
Операторское искусство - это специфическая для киноискусства область художественного творчества, чьей задачей является создание методами киносъёмки художественных киноизображений, наиболее полно и выразительно раскрывающих в зрительных образах содержание и идею фильма. Кинооператоры, снимавшие первые цветные фильмы, назывались «цветооператорами». В современном кино за съемку отвечает целая команда операторов. Главный - оператор-постановщик (Director of Photography), который командует двумя группами, отвечающими за освещение и работу камеры.
Некоторое распространение в кинематографическом обиходе получило жаргонное название камермэн (англ. cameraman), изначально термин появился в американской киноиндустрии. Употребляется в отношении сотрудников, не управляющих непосредственно киносъёмочным аппаратом, а осуществляющих его запуск и остановку, движение по съёмочной площадке и устраняющих препятствия оператору.
История профессии
Становление и развитие операторского искусства тесно связано с развитием киноиндустрии, освоением достижений живописи, театра, драматургии и др. Способы получения кинематографических изображений, разработанные к 1895, использовались для съёмки первых кинокартин, снятых, как правило, с одной точки зрения. Профессии кинооператора как самостоятельной профессии практически не существовало. Изобретатели синематографа, братья Люмьер, сами снимали свои первые картины, Ж. Мельес, используя разработанные им приёмы съёмки (двойные экспозиции, кэширование, деление кадра, стоп-кадр и т. п.) также самостоятельно вёл съёмку своих фильмов. В 1896 к съёмке сюжетов братья Люмьер привлекли киномехаников Ф. Месгиша и Ж. Промио, ставших первыми профессиональными кинооператорами. Дифференциация производства оказывала всё большее влияние на все области кино, в частности и на мастерство операторов. В ходе съёмок художественных хроник и научно-фантастических картин постепенно появлялись возможности новых операторских решений. В России и других странах начинает складываться новая профессия - художник-кинооператор.
К 1910 году с развитием художественной культуры кино конкретизируется понимание задач композиции, рождается план и ракурс, варьируется оптика и оптический рисунок изображения. После революции, в конце 1918, когда началось сокращение производства фильмов, значительная часть русских операторов художественного кино перешла в кинохронику. Операторы проводили съёмки съездов, массовых демонстраций, конгрессов, работали в агитпоездах. Одно из наиболее примечательных явлений в развитии киноискусства 20-х гг.- возникновение творческих содружеств, объединивших режиссёров и операторов единством художественных установок и верностью принципам нового кинематографа. В фильмах: "Стачка" режиссера С. М. Эйзенштейна и оператора Тиссэ, "Мать", "Конец Санкт-Петербурга" и "Потомок Чингисхана" режиссера В. И. Пудовкина и оператора А. Д. Головни показаны важные этапы становления не только советского, но и мирового операторского искусства.
Существенное влияние на развитие и формирование стилистики многих зарубежных картин оказали в 20-х экспрессионистские тенденции, особенно проявившиеся в фильме "Кабинет доктора Калигари" оператора В. Хамайстера. В конце 20-х - начале 30-х годов высоким мастерством отличались фильмы американских ( Дж. Арнолда "Большой парад", Рейнолдса "Алчность") и французских операторов ( Ж. Периналя "Новые господа", "Под крышами Парижа", Р. Мате "Страсти Жанны Д'Арк", "Вампир"). Деформации перспективного рисунка, дисгармония освещения и рисованные тени придавали экранному изображению своеобразный ирреальный характер.
И, наконец, в мире кино появляются первые звуковые фильмы. С появлением звука операторская работа усложнилась, были придуманы новые методики съемки. Поначалу оператор и съёмочная камера размещались в особом звуконепроницаемом боксе, первые обесшумленные съёмочные аппараты отличались огромными размерами и крайне ограниченной подвижностью. Это во многом определило статичность изобразительных решений первых звуковых фильмов и почти полный отказ от применения ракурсных построений.
В 20-х годах появляется цветное кино. Первые опыты съемок цветных фильмов были осуществлены в 1925. Заметную роль в развитии цветного кино сыграла картина "Бекки Шарп" (1935, США, оп. Р. Реннахен), снятый по методу "Техниколор". В 1936 был выпущен первый советский цветной художественный фильм "Груня Корнакова", снятый оператором Ф. Ф. Проворовым по двухцветному виражному методу. Успешно осваивался гидротипный метод, предложенный оператором П. М. Мершиным.
Обращение ряда крупных мастеров зарубежного кино к социальной тематике, развитие реалистичных тенденций определили в конце 30 - 40-х гг. повышение уровня операторской работы. С каждым годом, с каждым десятилетием техника съемки усовершенствовалась, появлялись новые талантливые деятели, развитие шло полным ходом. В 70-х - 80-х гг. было характерно стремление к большей художественной образности, живописности изображений, связанное с возможностями и достижениями цветного кино. В условиях всеобщего перехода на цветную плёнку чёрно-белое изображение стало основой для создания спецэффектов и превратилось в одно из средств художественной стилизации.
Такой долгий путь развития прошло операторское искусство. Сейчас съемки производятся на цифровые камеры, но все же продолжают выпускать новые модели для более качественной съемки.
Как работают киноператоры
В отличие от режиссера, который приходит на проект задолго до начала съемок и присматривает за ним до самого релиза, оператор – временный участник процесса: он призывается за пару недель до запуска фильма в активное производство, а освобождается через неделю после того, как материал уходит в постпроисзводство(Постпроизводство или постпродакшн - это этап производства в кино, когда весь материал отснят и его остается привести в надлежащий чистовой вид). За то время, что режиссер потеет над одной лентой, главный оператор обычно успевает поработать на семи-восьми: через неделю после одних съемок он может уже делать другое кино. График приходится расписывать столь плотно, потому что зарплата оператора раз в десять меньше режиссерской, и он не может позволить себе сидеть без дела.
Большинство крупных кинопроектов ,которые создаются пятеркой голливудских студий, а обрабатывает их группа одних и тех же знаменитых операторов. Остальной армии операторов, которых знают не так хорошо, достаются мелкие проекты. Из-за перенасыщенности рынка специалистами лишь несколько наиболее востребованных профессионалов могут похвастать тем, что зарабатывают в год больше сотни тысяч долларов, уровень же «хорошей» зарплаты в этой профессии находится где-то в районе 40-50 тыс. (для сравнения: самые низовые 10% операторов зарабатывают около 20 тысяч в год или меньше, топовые 10% – около 90 тысяч). Упрочению финансового положения, нахождению работы и обзаведению связями также способствует членство в Международной гильдии кинооператоров, куда надо платить взносы и куда сложно попасть, поскольку туда не принимают без опыта.
В ожидании больших голливудских проектов операторы перебиваются съемками рекламы. Работы в этой области несоизмеримо больше, и платят там лучше. На таких проектах оператору даже позволяется побыть режиссером, поскольку рекламные агентства ради экономии часто нанимают одного человека на две должности сразу. А еще есть ТВ с его сериалами, где реализовать творческие амбиции проще.
Оператор должен разбираться во многих вещах творческого и технического плана. Уметь работать с осветительным оборудованием, досконально знать все, что касается камер, линз, тележек, кранов, фильтров, стабилизаторов изображения, хромакея, и в то же время понимать фотографию и живопись, умея через кадрирование, подбор цветов и движения камеры добиваться визуального и эмоционального эффекта, сравнимого с работами великих художников. Нужно обладать большой насмотренностью, разбираться в стилях операторской работы прошлых десятилетий и уметь воссоздавать картинку, вызывающую ассоциации с киноматографом соответствующих периодов (в 80-е, например, был популярен мягкий рассеянный свет от множества маленьких лампочек, а в 90-е – фильтры, заглушающие самые яркие цвета). Справляться со всем этим оператору-постановщику помогает его команда. Основные ее участники: оператор камеры (то есть камерамэн, человек, не отходящий от камеры и знающий ее досконально; часто такие люди вырастают в операторов-постановщиков), гаффер или электрик-осветитель (настраивает свет в соответствии с требованиями и следит, чтобы на площадке не вспыхнул пожар), ассистент оператора (он же «ассистент на фокусе» – человек, измеряющий рулеткой расстояние до снимаемых объектов и следящий за тем, чтобы они всегда оставались в фокусе, а также делающий замеры экспозиции и устраняющий из кадра неожиданные помехи) и техник-ассистент (известен как Key Grip, работает на подхвате у оператора и осветителей, вместе с собственными помощниками возится со всеми типами оборудования, катает тележки по рельсам, налаживает краны, ставит свет).
Работа у всей команды операторов очень напряженная и рабочий день иногда длиннее, чем у, например, актеров, которые после своей сцены могут отдохнуть в своем трейлере. Но такой усердный труд приносит свои "плоды" - успешный фильм принесет большую прибыль, а за прекрасную операторскую работу, как говорилось ранее, человек может получить "Оскара".
Вот такой интересной оказалась работа оператора! А о каких еще профессиях в кино вы хотите видеть статьи? Пишите в комментариях! А если вам понравилась эта статья, обязательно поставьте лайк, ну, а чтобы не пропустить другой увлекательный контент, советую подписаться на канал!