Завтра расстаемся, и все вдруг понимают,
Что лагерь — это маленькая жизнь.
(слова из отрядной песни)
Обычно первая поездка в загородный лагерь происходит в возрасте 7-10 лет. Психологи отмечают, что младший школьный возраст отличается разносторонним развитием: увеличивается способность к концентрации внимания, продолжительность целенаправленной деятельности, активно формируется мышление. У ребенка появляются социально-значимые обязанности, и окружающие активно оценивают его действия. На основе обратной связи от других начинает формироваться адекватная самооценка: при этом, чем больше социальных контактов имеет ребенок, тем более полное представление о себе он приобретает.
Поездка в загородный лагерь – это и вправду испытание, в котором у ребенка есть возможность применить знания и навыки, полученные в семье и школе. Это возможность проявить лучшие качества характера и изменить те, которые мешают в общении с окружающими. Лагерь – это маленькая проверка на приспособленность к жизни в обществе.
Думаю, что детей в этом возрасте по возможностям адаптации к «лагерной жизни» можно разделить на три относительные группы:
«Свежий ветер»
Чаще всего это те дети, которые обладают отличной коммуникабельностью: душа компании в группе детского сада и классе, любимчики в компании сверстников, завсегдатаи различных кружков и секций дополнительного образования - те, на кого всегда могут положиться родители, педагоги, друзья. Лагерь – это их среда. И конечно, после нескольких месяцев ограниченного общения для таких детей поездка в лагерь – отличный шанс вновь почувствовать себя уверенно, зарядится положительными эмоциями и заполнить образовавшуюся пустоту интересными событиями и общением. Поэтому даже если ребенок до этого ни разу не уезжал от родителей надолго, он хорошо адаптируется и вернется с запасом увлекательных историй о новых приключениях. Здесь скорее задача родителей четко оговорить правила поведения в коллективе, согласовать, как часто будет звонить ребенок и по каким вопросам. И останется только скучать по своему «моторчику», ожидая многочисленные байки о прошедших неделях.
«Текучая вода»
Это те дети, которым требуются границы и режим, поскольку собственные навыки самоорганизации не развиты, а энергия находится на среднем уровне. Самыми частыми сложностями таких детей является неумение себя занять полезным делом, отсутствие стойкого познавательного интереса, эмоциональная зависимость от окружающих взрослых и развлечений (телефон/планшет/компьютер), а также постоянная необходимость со стороны других подталкивать их к действиям и соблюдению правил. К сожалению, таких детей много, а после вынужденной изоляции собрать их еще сложнее. Если дома четко обозначенных границ поведения нет и ребенок много времени проводит за развлечениями, то в первое время привыкать к режиму детского оздоровительного лагеря ему будет непросто. Отсюда могут быть жалобы на несправедливых вожатых, конфликтных сверстников, а также стандартные «здесь скучно», «мне нечем заняться». Ребенку сложно проявить себя сразу в той деятельности, которая для него новая, а выглядеть неумелым и неуспешным в чужих глазах ой как не хочется. Отсутствие опыта преодоления сложностей в ежедневных занятиях, навыка борьбы со своими слабостями и комплексами существенно осложняет период адаптации. Важно не уговаривать ребенка, обещая ему «золотые горы» и «безграничные радость, веселье и счастье», а четко объяснить, что ему придется соблюдать правила, жить в комнате с другими детьми, учится уступать, договариваться. Было бы здорово рассказать детям о тех сложностях, которые были в детстве у родителей: с кем в итоге стали лучшими друзьями на долгие годы, а с кем так и не удалось поладить. Да, это не будут безоблачные две недели, но это будет путь взросления и исследования себя. И долгие месяцы после, такие дети удивляют родителей положительными впечатлениями и глубокой привязанностью к друзьям в противовес бесконечным жалобам на «здесь все плохо» в первые дни. И этот опыт будет, возможно, одним из самых ценных в жизни: опыт изменения взгляда на мир, выхода за пределы своих ограничений и открытия новых возможностей.
«Холодный камень»
Конечно, указанный тип – скорее исключение, и встречается в детских лагерях нечасто. Это дети, у которых на данном этапе их детской жизни есть нерешенные задачи: индивидуальные особенности, воспринимаемые как недостаток, конфликтность, обидчивость, эмоциональная неустойчивость, избалованность, ослабленное здоровье или нервное истощение после нагрузок учебного года. Думаю, что такие дети попадают в лагерь потому, что так удобно взрослым: отправляя ребенка в лагерь, они надеются либо на то, что там он станет «другим человеком», либо просто хотят сами отдохнуть от постоянной необходимости «работать родителем сложного ребенка» хотя бы на пару недель. Родители верят, что переключение на другую деятельность или педагоги сотворят Чудо… Но его не будет: решение сложных психолого-педагогических задач – очень длительный процесс, которые не под силу сделать даже очень отзывчивым вожатым и терпеливым и добрым сверстникам за пару недель. Стресс, вызванный изменениями в режиме и необходимостью общения с большим количеством разнообразных людей, непривычная обстановка и постоянная занятость могут ослаблять и без того очень ограниченные силы такого ребенка. Поэтому для них в такой жизненный период предпочтителен более спокойный семейный отдых, развивающие занятия со специалистами (педагогами и психологами) без отрыва от семьи - индивидуальные занятия и лагеря дневного пребывания. А на следующий год, когда будут сформированы основные навыки коммуникации, появится уверенность в себе и накопятся силы и здоровье, важно отправится в серьезное путешествие к взрослости и самостоятельности – в загородный лагерь.
Конечно, указанные типы – очень приблизительны, но самое главное – это возможность «Камню» стать «Водой», и даже «Воздухом», благодаря нашей заботе о душевном благополучии ребенка и грамотному родительскому и педагогическому сопровождению.
Автор: Светлана Бачурова - детский и семейный психолог, автор научных и научно-популярных публикаций по психологии. Мама двух замечательных дочек.
Все подробности на нашем сайте
http://podrugomycamp.tilda.ws
Обнимаем, ваша команда По-другому