Ах, какие красивые бывают акварельные краски!
Цвета яркие, нарядные, оригинальные! Хорошие? Не факт.
Потому, что не так важно, каковы краски сами по себе. Важно - как они смешиваются между собой и с другими «представителями семейства акварельных».
Часто ли мы используем их в чистом виде? Обычно совсем чуть-чуть, только для акцентов.
Конечно, в иллюстрации, вполне нормально брать чистые цвета. Но вот в живописи, это весьма спорный подход. Хотя бывают любители писать чистыми цветами, «в лоб», я даже одного такого знаю. Наверное, он вынужден иметь целый ящик красок, и, чтобы выдвинуться на пленэр, использует сумку-тележку (спрошу, при случае).
Так вот. Некоторые акварельные краски грешат нежеланием смешиваться между собой. То есть, они, конечно рады слиться в одну большую лужу, но после высыхания лужа становится впрямь как настоящая, бурого или серого цвета.
К сожалению, этот недостаток свойственен нашим «Белым ночам» (да простит меня уважаемый производитель, трепетно любимый в детстве).
И художнику нужно быть очень опытным и изобретательным, почти химиком, чтобы избежать конфликта пигментов.
Существует общее правило смешивания акварельных красок: чем меньше ты их смешал, тем чище цвет. Оно срабатывает практически всегда, вот только речь идёт не о количестве наименований смешанных красок, а о количестве пигментов, содержащихся в каждой кювете.
А так как упаковка кюветы давно в мусорном ведре, значит открываем интернет и смотрим, а что там написано-то было! Это плюс в сторону тюбиков, у которых маркировка всегда при них.
К сожалению, не все производители одинаково маркируют свои краски. Что вызывает трудности у нас с вами.
Итак, вооружаемся лупой и разглядываем тюбик. Видим, например: PG7, PB15, PW6. Что это? Это они, пигменты.
P- pigment, G-green(зелёный); B- blue(синий); W- white(белый) и т.д.:
PW - pigment white(белый пигмент)
PY - pigment yellow (желтый )
PO - pigment orange (оранжевый)
PR - pigment red (красный )
PV - pigment violet (фиолетовый)
PB - pigment blue(голубой или синий )
PG - pigment green(зелёный )
PBr - pigment brown(коричневый)
PBk - pigment black(чёрный)
Соответственно, по закону жанра, чем их меньше в составе краски, тем эта краска лучше пригодна для смешивания. Как правило. Но и здесь бывают исключения.
Дальше скучная химия и наглядный эксперимент.
Однозначно, количество пигментов в смесях влияет на насыщенность получаемого оттенка.
То есть чем больше их намешать, тем серее, тоньше, изысканнее получится цвет.
Для фона и дальнего плана такой оттенок бывает неплох.
Для переднего плана лучше взять открытый чистый цвет.
Но тогда откуда берётся грязь? В нашем деле это самый интересный вопрос.
Чтобы попытаться на него ответить, я сделала выкраски.
Сравнила две бирюзовые краски. Первая - от Невской палитры (НП)(состав:PB15, PG7), вторая - Mijello ( PB15, PG7, PW6).
С ними я смешала все подряд красные краски из Невской палитры (слева по вертикали они в чистом виде, 0 столбик). Верхний ряд - в чистом виде краски синего и зелёного спектра слева направо:
Бирюзовая от Невской палитры, Бирюзовая от Mijello, Изумрудная от Невской палитры, Голубая от Невской палитры. Выкраска по принципу таблицы.
1 столбик- смеси красных красок НП с Бирюзовой НП,
2 столбик- красные с Бирюзовой от Mijello.
Что мы ожидаем, смешивая красную с бирюзовой? Лично я ожидаю получить оттенки фиолетового.
И, что интересно, до высыхания они таковыми и были, и в 1 столбе тоже, где участвуют краски только НП.
Вот так нарисуешь что-нибудь красивое, а оно возьмёт и почернеет!
У Mijello в составе пигментов больше, но смешивается она явно лучше. Её лишний PW6- это white (белый). И он не испортил краску, а напротив, сделал её более пригодной к смешиванию. Два других пигмента в обеих бирюзовых красках одинаковые (якобы одинаковые). Какой же из них заставил почернеть смеси Невской палитры?
Чтобы это выяснить, я сделала выкраски ещё двух красок от НП. В них те же самые пигменты представлены в чистом виде.
3 столбик- изумрудная, состоит из PG7.
4 столбик-голубая, состоит из PB15.
Всё очевидно. Изумрудная НП чернеет в смесях с красными.
Но и голубая проявила себя далеко не лучшим образом. Цвета глухие, мёртвые.
А ведь в большинстве импортных красок PB15 - один из самых универсальных пигментов, создающий шикарные оттенки!
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Тогда я решила, а вдруг, если не смешивать механически-принудительно краски между собой, а позволить им затечь друг в друга при добавлении большего количества воды, результат будет лучше?
И, взяв новый лист бумаги, сделала вторую выкраску.
Теперь у них есть возможность естественным образом слиться, перетечь друг в друга по доброй воле.
Но пигменты Невской палитры категорически не хотят течь, они держат границу. Краски других производителей охотно проникают друг в друга.
1 столбик - красные Невской палитры + Бирюзовая НП, 2 столбик - красные НП + Бирюзовая Mijello. 3 столбик сверху вниз: Индийская жёлтая НП(кювета) + Бирюзовая НП(кювета); жёлтый от Рембрандта + Бирюзовая Mijello; Хинакридон Van Gogh + Бирюзовая Mijello; потом пять красных от Kissho( их названия непереводимы, всё в иероглифах) + Бирюзовая Mijello.
В итоге, приходится признать, что большинство импортных красок смешивается гораздо лучше "Белых ночей" Невской палитры.
Но, справедливости ради, надо сказать, что не все краски НП ведут себя подобным образом. Некоторые (тюбики) смешиваются хорошо.