Думаю никто, что никто не станет спорить, что у жанра сейчас серьезные проблемы. Большинство фильмов вместо того, чтобы выжимать из нас все соки, занимаются проверкой наших выученных рефлексов."БУ!"-отлично, зритель проснулся, он готов дальше смотреть на дешевый грим и тупых главных героев, чьи роли исполняют бездарные актеры. По сути современные ужасы не придерживаются даже фундаментальных основ жанра, давно озвученных Лавкрафтом, напомню, он говорил, что самый сильный страх это страх неизвестности.
Он постоянно играл с ожиданиями читателя, и в итоге преподносил ему нечто такое, что является обоснованным и структурированным в рамках мира писателя, но для человека не постижимо. Героев его произведений, как и читателей, пугало, что они сталкиваясь с внеземной космо-магией видели, что это неподдающаяся пониманию для человека система, с иерархией и различными неизведанными математическими понятиями. Но больше всего напрягает, что чужеземные твари из его произведений, которые по факту являются богами, БОЯТСЯ чего-то или кого-то. Есть нечто, что выходит далеко за пределы понимания богов, на фоне чего, даже Ктулху кажется жалким червем. Любопытно, что с подобной темой играют по сути только в фильмах, которые имеют больше общего с жанром триллера. Я говорю о "Реинкарнации" и "Маяке".
В обоих фильмах, авторы понимают, на чем строится психика зрителя, он любит структуру, логику, осмысленность, чувство защищенности и контроля. Так что в обоих фильмах, зритель постепенно выходит из колеи. Сначала нам дают привычную и логичную структуру, затем нам дают немного информации о том, как в этой структуре что-то работает, и зритель начинает недоумевать. После этого, на наших нервах начинают играть, как на скрипке, ломая шаблон, внезапно, действия происходят по большей части днем, а героя ставят в ситуацию, когда у них есть лишь иллюзия контроля.
Что касается осмысленности, то в "Маяке" используется прием "ненадежного рассказчика", верить всему нельзя.