1903 год, Санкт-Петербург, Зимний дворец…
- Так это придворный бал или какой-то древнерусский mascarade? Разве были балы до Петра I?
- Балов, конечно, до Петра не было. Да уж… его ассамблеи запомнили надолго многие. Но подобные маскарады в русском стиле – не новинка. Маминька рассказывала, что великий князь Владимир Александрович и Мария Павловна уже устраивали нечто подобное еще в 1883 году.
- Несомненно! И Шереметьевы лет десять назад проводили такой же бал.
- Придумать нынче новое сложно.
- А помните в 1888 изумрудный бал здесь, в Зимнем? Все были в зеленом…
- Как же не помнить! А через год черный бал в Аничковом дворце помните? Ведь за четыре дня только предупредили. Какой же был тогда переполох!
- Это все императрица Мария Федоровна придумывала тогда цветные балы…
- Однако позволю заметить, белые балы для юных дев и розовые балы для молодоженов проводили и до нее.
- Не те балы, сегодня не те… Помните, Аничковские домашние балы у Александра III?
- Да, мы были несколько раз званы на них. Подобные камерные балы стала проводить наша Екатерина Великая.
- А детские балы? Лично я присутствовал в 1851 году на первом детском балу в Дворянском собрании. Он тогда организовывался для сыновей цесаревича Александра Николаевича – великих князей Николая Александровича и Александра Александровича. Прекрасный был бал!
- Я был впервые на детском балу в феврале 1853 года…
- Мало сейчас балов стали проводить, мало…
- Прошли уже те веселые времена…
- Я помню, как Николай II, до того как стать императором, считался хорошим танцором. Да и принцесса Гессенская, наша Александра Федоровна, любила танцы. А сейчас они только выходят на полонез.
- Так сегодня полонез, мазурка и вальс будут? Или все хороводы водить будем?
- Говорят все будет: и русская, и хоровод, и плясовая, и полонез, и мазурка с вальсом. Интересно будет понаблюдать за сим мероприятием.
- Сами император с императрицей будут в нарядах царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны…
- Как же трудно было выбрать себе наряд к этому балу! Уже несколько месяцев голова просто кругом…
- Вы великолепны, сударыня, в этом костюме боярыни!
- Благодарю вас, графиня! Мои портные почти месяц искали мне наряд в архивах Императорской академии художеств. И ваш русский сарафан тоже прелестен! А какой чудный кокошник!
- Но этот кокошник носить – просто мука… Эти старинные оправы с самоцветными камнями! Не представляю, как же носили их наши предки!
- Вы слышали, что на балу будут исполнять русский танец? И даже княгини Елизавета Федоровна и Зинаида Николаевна будут солировать. А потом мы все вместе будем водить хороводы… Куда катится русская аристократия?
Ах, эти милые разговоры на балах…
Но тот придворный бал 1903 года был поистине великолепен! Еще бы! Даты были весьма внушительные: 200 лет Санкт-Петербургу и 290 лет Дому Романовых. Трудная была задача перед устроителями. Ведь, как известно, Санкт-Петербург не совсем русский. Да и русские аристократы уже давным-давно были космополитами. Но надо было возрождать объединяющую национальную идею через древние традиции. Поэтому и решили организовать костюмированный бал в русских нарядах.
Торжество решили разделить на три дня c небольшой передышкой.
11 февраля в Большом (Николаевском) зале Зимнего дворца приветствовали императорскую семью “русским поклоном”. Кто-то по этому поводу шутил, что Юсуповы в русских поклонах лучше всех разбираются. Ведь именно через татар русские позаимствовали поклон “ниц” у китайцев. Такой поклон практиковался в придворных ритуалах до XVI века. После него стал популярен “поясной” поклон как знак уважения. Аристократией в светской жизни этот поклон не употреблялся. Только в исключительных случаях. Но в тот день все русское дворянское общество поклонилось в пояс семье Романовых.
А потом в Эрмитажном театре был концерт, в котором приняли участие Федор Шаляпин и Анна Павлова – гордость русской культуры на все времена.
После концерта в Павильонном зале танцевали “Русскую”. А потом всех пригласили на царский ужин, который проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа.
Завершился вечер в Павильонном зале традиционными танцами для светского бала: открывающий бал полонез (очень важный польский танец-шествие), вальс (кстати, раньше его исполняли на два такта, а не на три как теперь), мазурка (и снова польский танец-импровизация с распорядителем) и завершающий бал котильон (самый непринужденный французский танец-игра). “Малые танцы” были не в счет.
13 февраля… В этот день состоялся сам костюмированный бал.
"… "весь" Петербург танцевал в Зимнем дворце. …это был последний большой придворный бал в истории империи… Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века… Алике выглядела поразительно, но государь для своего роскошного наряда был недостаточно велик ростом. На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елизаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой… Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех деталях через неделю в доме богатейшего графа А.Д. Шереметева" - так описывал Великий князь Александр Михайлович свое впечатление того бала.
Концертный зал. За позолоченной решеткой на подиуме придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича.
Начался бал с русской, хоровода и плясовой. В русской солировала княгиня Зинаида Юсупова.
“Матушка от природы имела способности к танцу и драме и танцевала и играла не хуже актрис. Во дворце на балу, где гости одеты были в боярское платье XVII века, государь просил ее сплясать русскую. Она пошла, заранее не готовясь, но плясала так прекрасно, что музыканты без труда подыграли ей. Ее вызывали пять раз”.
Феликс Юсупов
14 февраля… Для тех, кто еще не устал от балов граф Александр Дмитриевич Шереметев с женой и старшей дочерью на костюмированном балу 1903 года.организовал бал у себя. Многие приглашенные пришли в тех же древнерусских костюмах XVII века.
А князь слово сдержал. Бал a’la Russe состоялся во французском замке американской сударыни. На нем даже присутствовали те, кто когда-то был на том последнем придворном балу Российской империи…
Русский дом моды Ирины Романовой и Феликса Юсупова просуществовал до 1931 года.
Роскошный аристократический стиль постепенно становился непопулярным. Однако за это время открылись его филиалы на модном и дорогом курорте Ле-Туке-Пари-Пляж, потом в Берлине и Лондоне.
В 1926 году дом моды Юсуповых выпустил три аромата для блондинок, брюнеток и рыжеволосых. Княгиня и князь принимали участие в создании ароматов. К линии парфюмерии этого русского дома моды судьба была более благосклонна – в Европе они продавались до конца 70-х годов прошлого века.
В XXI века детище княгини и князя возродилось. Но это уже что-то иное…
Прошлое невозможно повернуть вспять. Всякий, сыграв свою роль, рано или поздно уходит со сцены. Время показало, что игра в “русскость” аристократов-космополитов оказалась до боли правдивой. А ведь все задумывалось как очередное развлечение. Еще при Александре III стали проводить подобные исторические балы. Примерив на себя придворные костюмы XVII века, расшитые золотыми нитями, украшенные драгоценными камнями и отороченные дорогими мехами, российское дворянство сбрасывало с себя все напускное и открывало свое естество.
Помните, как у Льва Толстого: “Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, выбежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, откуда взяла она эти приемы, но как только она стала, улыбнулась -- весело, торжественно и гордо -- и повела плечом, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она, барышня, не то сделает, страх этот прошел, и они уже любовались ею. Она сделала то самое и так точно, так полно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала графинечке необходимый для ее дела платок, Анисья Федоровна прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чуждую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и тетке, и матери, и во всяком русском человеке…”
Любой придворный бал в Российской империи был своеобразной ярмаркой тщеславия, где каждый старался показать себя во всей красе. Что уж говорить об исторических балах? Поэтому всегда старались зафиксировать это событие на память. Картины, фотографии, веера… Иногда было принято между дамами и кавалерами обмениваться небольшими подарками с памятными надписями о торжестве. Вот почему мы можем сегодня заглянуть в прошлое.
Среди своих современников трудно, например, угадать классиков в литературе. Также невозможно заранее знать, какой из балов войдет в историю. И дело тут даже не в круглой дате. То действо, где заложена душа, не может быть незаметным для потомков. Последний большой бал Российской империи остался в истории культуры навсегда. Это была лебединая песня русской аристократии в Российской империи.
А дальше? Это была уже совсем другая история…
“Порой выйду вечером на балкон пьер-гереновского домика своего и в пригородной тишине Отейля точно слышу в дальнем парижском шуме эхо прошлого... Увижу ль когда Россию?..”
Князь Феликс Юсупов