Найти тему

Бабушкин альбом. Часть 3

Сегодня снова не обойдётся без драм и трагедий ...

Юлия Константиновна Борисова

Фотокарточка 1959-60 года (точнее не могу сказать)
Фотокарточка 1959-60 года (точнее не могу сказать)

Незабываемая Настасья Филипповна из эпохальной советской экранизации 1958 года романа Ф.М.Достоевского "Идиот". Красавица. Интересная внешность, благородная. И ведь Юлия Константиновна ещё жива, ей сейчас 95 лет! Борисова снималась мало, но она, можно сказать, легенда московской театральной сцены. В театре имени Вахтангова она служит уже 70 лет! Она была занята в самых известных и великих постановках, с такими же великими партнёрами, на протяжении всей жизни.

***

Зинаида Михайловна Кириенко

Фотокарточка 1966 г.
Фотокарточка 1966 г.

Первое, что приходит в голову, роль Натальи в легендарном фильме "Тихий Дон" режиссёра Сергея Герасимова (Кириенко его ученица, она закончила курс Герасимова во ВГИКе). Очень сильно, проникновенно сыграно. Казалось бы, молодое дарование с большим будущим. И вдруг, после такого успеха, актрису перестают снимать. Есть вроде какие-то роли, но незначительные, не каждый год даже. Сама Кириенко не очень любит эту тему и имён не называет, но история сия давным-давно, как говорится, секрет Полишинеля. На молодую, красивую, талантливую Зинаиду обратил своё пристальное внимание первый заместитель председателя госкомитета по кино СССР Владимир Баскаков. Он очень настойчиво добивался расположения актрисы, сулил роли, славу, богатство... А когда получил от Кириенко категорический отказ, малодушно и подло внёс её в чёрный список. Актрисе пришлось нелегко. Чтобы зарабатывать, она ездила по городам с сольными концертами, исполняла романы, песни из кинофильмов, народные песни. Актёрская жизнь Кириенко стала снова налаживаться после того, как в 1974 году Евгений Матвеев, пренебрегая запретами и угрозой последствий, пригласил Зинаиду Михайловну в свой фильм "Любовь земная". Он буквально вытащил её из депрессии своим поступком и этой ролью. Продолжением "Любви земной" стал художественный фильм "Судьба", в котором Кириенко тоже снималась и после которого получила сразу и звание народной артистки РСФСР, и государственную премию. После этого творческое затишье для актрисы закончилось.

Сейчас Зинаиде Михайловне 86 лет, она является резидентом Фонда энциклопедии имени Шолохова, председателем Центрального дома работников искусств, с 2007 года не снимается. На вопрос о том, почему, и считает ли она советское время лучшим, Зинаида Михайловна отвечает откровенно: "Тогда, конечно, тоже бывало всякое, только мы многого не знали. Но зато какие были фильмы! Они несли какие-то нравственные идеалы, а сейчас экран заполонили бандиты и путаны. Видно, время сейчас такое – свободы совести и свободы от совести. Внушают нам теперь, что надо любить себя. Якобы если человек не любит себя, он не любит и других. Вранье!" 

***

Николай Рыбников и Алла Ларионова

Н.Н. Рыбников (фото 1969 г.) и А.Д. Ларионова (фото 1958 г.) Муж и жена.
Н.Н. Рыбников (фото 1969 г.) и А.Д. Ларионова (фото 1958 г.) Муж и жена.

Эта история любви складывалась постепенно и мучительно для него, постепенно и поучительно для неё. Рыбников и Ларионова поступали в один 1948 год во ВГИК на курс Сергея Герасимова и его жены Тамары Макаровой. Рыбникова приняли сразу, а юной Аллочке не повезло. Тогда Рыбников пошёл прямо к Герасимову и сказал: "Возьмите на моё место Аллочку Ларионову, а я к вам в следующий раз поступлю...". Взяли обоих. Он влюбился в Аллочку с первого взгляда, раз и навсегда. Никогда не скрывал своих чувств, дрался из-за неё с сокурсником, даже пытался покончить собой. Если Ларионова была в поездках, слал ей телеграммы, что любит. Так продолжалось несколько лет. Причём, за это время Рыбников успел пережить роман с Кларой Румяновой, а Ларионова даже несколько романов, самый главный из которых с Иваном Переверзевым. А тот, в свою очередь, умудрялся одновременно морочить мозги нескольким девушкам!

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Страдания Аллы, когда она узнала обо всём, усугублял тот факт, что она была беременна от Переверзева, а он на прощание лишь сказал: "Давай останемся друзьями." Рыбников, который всегда был где-то рядом, тут же подставил плечо и сделал Ларионовой предложение. Они поженились в начале 1957 года. В том же году Алла родила дочь Алёну. (Позже у них родилась и общая дочь, Арина) Супруги прожили вместе 33 года. Николай Николаевич боготворил свою жену! Нежно заботился о ней, очень ревновал, не позволял никому слова дурного о ней сказать. Он был для неё живым ангелом-хранителем, она ценила это. Ценила и была благодарна, несмотря на то, что многие говорят, мол, только пользовалась и изменяла. Это не так, они любили друг друга, хотя и по-своему каждый, уважали. Благо, в плане актёрских успехов и славы делить им было нечего. После "Анны на шее" Ларионова сразу присоединилась к сонму киношных небожителей, а Рыбников вообще был одним из самых востребованных людей в своей профессии. Достаточно лишь нескольких названий: "Весна на Заречной улице", "Высота", "Девушка без адреса", "Девчата"...и так далее, и так далее.

Николай Николаевич умер во сне от сердечного приступа в 1990 году (59 лет), Алла Дмитриевна ушла точно так же, во сне, тихо в 2000 году (69 лет). Они похоронены рядом на Троекуровском кладбище. К сожалению, в 2004 году общая дочь Рыбникова и Ларионовой Арина умерла от алкоголизма в 43 года. Старшая дочь Алёна (от Переверзева) работала долгое время режиссером монтажа в Останкино, а сейчас ведёт обычную жизнь на пенсии.

Алла Ларионова (в центре) с дочерьми. Алёна (слева) и Арина (справа).
Алла Ларионова (в центре) с дочерьми. Алёна (слева) и Арина (справа).

***

Изольда Извицкая

Фотокарточка 1958 г.
Фотокарточка 1958 г.

Имя Изольда в переводе с кельтского - "та, которой любуются", "красавица". Вот уж угадали родители с именем так угадали. Любоваться, не налюбоваться! После того, как я посмотрела фильм "Сорок первый" (1956 г. реж. Г. Чухрай) я влюбилась не в небесноглазого Олега Стриженова, а в неё :) Сам фильм был представлен на ближайшем фестивале в Каннах и получил специальный приз за оригинальный сценарий, гуманизм и исключительные кинематографические качества. Изольда получила тысячи комплементов своей красоте и грации, французские газеты назвали её "русской Мерилин Монро". В СССР она тоже стала супер-популярна. В составе делегаций от советского кинематографа объездила весь мир. Всё было прекрасно! Мужем Изольды Извицкой был актер Эдуард Бредун, с которым они познакомились на съёмках фильма "Первый эшелон" 1954 г. Они были интересной парой: брутальный, спортивный Эдуард и милая, женственная Изольда.

Изольда Извицкая и Эдуард Бредун (кадр из фильма). Яндекс.Картинки
Изольда Извицкая и Эдуард Бредун (кадр из фильма). Яндекс.Картинки

Всё должно было быть хорошо по всем предпосылкам... Но после успеха "Сорок первого" режиссёры почему-то больше не предлагали Извицкой интересных, масштабных ролей. А ведь она так сильно любила своё ремесло! Такое положение вещей ей очень трудно было понять и пережить. Извицкая пристрастилась к алкоголю. Говорили, что втянуться ей "помог" муж, сам большой любитель выпить. Так или иначе, но актриса страдала несколько лет тяжёлой формой алкоголизма. В итоге, муж от неё ушёл к её же знакомой в январе 1971 года. Всё, что Изольда Извицкая любила в своей жизни, покинуло её. Она старалась не выходить лишний раз из дома, очень боялась, что кто-то увидит и узнает её, стеснялась своего недуга и физического состояния. В конце февраля 1971 года, в одиночестве и нищете, она умерла от истощения на фоне хронического алкоголизма. А было-то ей только 38 лет. 

Эдуард Бредун умер в 1984 году тоже от алкоголизма в возрасте 49 лет.

***

Элина Быстрицкая 1957 и Пётр Глебов 1963

Э.А. Быстрицкая (фото 1957 г.) и П.П. Глебов (фото 1963 г.)
Э.А. Быстрицкая (фото 1957 г.) и П.П. Глебов (фото 1963 г.)

Мне так думается, что даже люди, далёкие от кинематографа, поймут, почему эти артисты на одной странице альбома. Глядя на них, бабуля говорила, благостно улыбалась: "Григорий и Аксинья". Это была её любимейшая экранная пара. Она любила их, как родных, любовалась ими. И я уверена, что не она одна, а миллионы людей по всей стране.

Пётр Глебов родился родился в Москве ещё до революции, он был наследником старинного дворянского рода. И дед его, и отец были предводителями дворянства. Мать приходилась родной сестрой Владимира Михалкова, отца будущего известнейшего советского литератора Сергея Михалкова. Со всех сторон благородное происхождение. Но после революции семья осталась практически на улице. Они осели в подмосковной деревне, где и прошло детство Глебова. Это ещё сыграет важную роль в его творческой жизни. Он отучился в школе, потом в мелиоративно-дорожном техникуме, а с 1937 по 1940 год в оперно-драматмческой студии К.С. Станиславского. Был не только одарён как актёр, но ещё прекрасно пел, танцевал. Сниматься в кино и играть в театре Станиславского начал ещё до войны, но в 1941 году добровольцем отправился на фронт, участвовал в обороне Москвы. После войны вернулся к своей творческой деятельности. Но своей самой главной, самой значимой, самой судьбоносной роли Глебов дождался только к 40 годам. "Тихий Дон"! На пробах он сразу понравился режиссёру фильма Сергею Герасимову (особенно его руки понравились), и не понравился оператору фильма Владимиру Рапопорту. Но когда гримёр сделал Глебову нос с горбинкой, Рапопорт сдался. Кроме того, благодаря своему деревенскому детству, Пётр Глебов умел ездить верхом, косить. Сделали пробы в гриме и показали автору романа Михаилу Шолохову. Он пришел в восторг, и Петра Глебова окончательно утвердили на роль Григория Мелехова. Всё дальнейшее, что было связано с экранизацией "Тихого Дона" в 1957-58 гг., стало историей и великим достоянием культурного наследия нашей страны. Пётр Глебов снимался и в других фильмах после "Тихого Дона", но эти роли уже не могли сравниться с Григорием Мелеховым. Возможно, если бы Глебова утвердили на роль Емельяна Пугачева, которого он страстно желал сыграть, в фильме 1978 года, мы бы увидели ещё одну равнозначную Мелехову роль. Но на Пугачёва утвердили Евгения Матвеева, Глебову досталась роль атамана Степана Федулова. У Петра Глебова была счастливая семья: жена, две дочери, внуки, которые абсолютно все вспоминают его, как любящего и любимого близкого человека, широкой души, большой мудрости и доброты. Пётр Петрович Глебов ушёл в 2000 году в возрасте 85 лет.

Элина Авраамовна Быстрицкая родилась в Киеве в 1928 году. Потом семья несколько раз переезжала в другие города вслед за назначениями отца, который был врачом-инфекционистом. Война застала их в Астрахани. Совсем юная Элина закончила курсы медсестёр и всю войну потом работала в передвижных госпиталях. После войны родители настаивали, чтобы Быстрицкая продолжила медицинское образование, но она загорелась мечтой стать актрисой. В конце 1940-х годов начала принимать участие в художественной самодеятельности, а в 1948 году поступила в Киевский институт театрального искусства. Ещё до "Тихого Дона" Быстрицкая уже приобрела популярность после фильма "Неоконченная повесть" 1955 г., где она снималась с Сергеем Бондарчуком. Фильм был любим и популярен и в СССР, и за границей. 

Но для Элины Авраамовны, как и для Петра Глебова, роль в фильме "Тихий Дон" стала самой-самой. Пробы не были очень лёгкими. Герасимов, как нарочно, для проб выбрал "сцену в подсолнухах", которая никак не давалась актрисе ещё на репетициях. Тем не менее, Быстрицкую утвердил сам Шолохов. Для роли она набрала 15 кг и научилась новым манерам у коренных казачек. В фильме её Аксинья была эталонно органична и убедительна! Это был ошеломительный успех и безусловная зрительская любовь! Быстрицкая даже получила письмо от тридцати старейшин донских казаков, которые просили её сменить имя на "Аксинья Донская".

Пётр Глебов (Григорий Мелехов) и Элина Быстрицкая (Аксинья Астахова). Кадр из фильма "Тихий Дон", та самая сцена в подсолнухах.
Пётр Глебов (Григорий Мелехов) и Элина Быстрицкая (Аксинья Астахова). Кадр из фильма "Тихий Дон", та самая сцена в подсолнухах.

Высоко подняв планку, Элина Авраамовна не хотела уже опускать её ниже и с 1960-годов вообще перестала сниматься, считая несерьёзными и недостойными предлагаемые роли. Она ещё появлялась в эпизодах уже после 1990 года, но в основном была занята в театре, педагогической и общественной деятельностью. Была замужем и очень мечтала о детях, но... Несколько лет работы в военных госпиталях в юности, постоянное перетаскивание раненых на носилках имели тяжкие последствия для её здоровья. Своими детьми она называла своих студентов. Элина Авраамовна Быстрицкая прожила долгую (91 год), интересную жизнь. Она скончалась совсем недавно, в 2019 году.

***

Любовь Орлова

Фотокарточка 1957 г.
Фотокарточка 1957 г.

Собственно, всё...к этим имени и фамилии можно ничего и не добавлять. Любовь Петровна легенда, настоящая звезда, целая эпоха! Можно по-разному относиться к ней, её внешности, талантам, её ролям, но невозможно отрицать масштаб этой личности и её значения. 

Любовь Орлова родилась в 1902 году в дворянской семье. С детства серьёзно занималась музыкой, хореографией. После революции семье бывших дворян приходилось нелегко. Заработки были мизерными. Сама Орлова подрабатывала тапёром на киносеансах немого кино в кинотеатрах Москвы. В 24 года она вышла замуж, скорее от безысходности и нищеты, за заместителя начальника административно-финансового управления Народного комиссариата земледелия Андрея Берзина. Он содержал не только Орлову, но и всю её семью. К сожалению, в 1930 году Берзин попал в молотилку репрессий и был сослан в Казахстан, а потом вообще в ГУЛАГ. Снова в жизни Любови Петровны наступили трудные времена до тех пор, пока в 1933 году она не встретила Григория Александрова, будущего мужа, главного мужчину своей жизни и личной, и творческой.

Л.П. Орлова и Г.В. Александров (1960-е годы)
Л.П. Орлова и Г.В. Александров (1960-е годы)

Он снимал её в своих фильмах. Он делал эти фильмы специально для неё. Они дружили с многими представителями культуры того времени и не только в СССР. Например, водили дружбу с Чарли Чаплиным. Существует даже "легенда", что Чаплин организовал и оплатил одну из пластических операций Орловой за границей. Любовь Петровна была любимицей Сталина, из-за чего всё время, пока он был жив, уворачиваясь от его настойчивого внимания, она боялась за судьбу Александрова и свою. И не без оснований. Многих друзей и знакомых пары Александров - Орлова постигла печальная и очень печальная участь. А вот актёрская судьба Орловой конечно была счастливой. Ей удалось реализовать все свои умения и таланты. Она снималась в кино и играла в театре с великими партнёрами. Её любили, обожали зрители. Всю жизнь Любовь Петровна очень много внимания уделяля своей внешности, совершенствовала свой образ, боролась с возрастом, делала "пластику", которая в Союзе тогда была абсолютной экзотикой. В 1974 году, когда Орловой было уже за 70, уже смертельно больная, она снялась в фильме "Скворец и Лира в роли 30-летней разведчицы. Её снимали через специальный фильтр, но это уже мало помогало. Сама Любовь Петровна, увидев себя на экране в окончательной версии фильма, запретила его показывать зрителям. В том же 1974 году она умерла. 

Моя бабушка говорила: "Она на этой карточке красивая получилась, а в фильмах и не сказать, чтобы особо, но вот смотри-ка, сама из бариньёв, а играла простых, пела, танцевала, всё сама". И ведь это правда, Орлова могла всё. Возможно, меряя сегодняшними мерками, её манера игры кажется такой наивной, слегка "пере...". Но мне, например, она очень нравится в фильме "Весна". Очень оригинальный сюжет, очень лёгкий, добрый фильм, не лишённый смысла, очень простого, но очень правильного. И Любовь Петровна там очень живая, настоящая. Это и есть моя Орлова.

Спасибо за ваше внимание! Осталась последняя часть 4. Ниже ссылки на предыдущие части.

Часть 1

https://zen.yandex.ru/media/id/5ece639bece6b42d2f84c234/babushkin-albom-chast-1-5eefb73d1fc1653038a9e41e

Часть 2

https://zen.yandex.ru/media/id/5ece639bece6b42d2f84c234/babushkin-albom-chast-2-5ef110488a169d2d84c77bba