Православная икона – таинственное окно в мир духовный. Это мощнейшее средство постижения Бога, ведь человеку необходимо видеть Образ Того, Кто дал жизнь всему и спас человечество от рабства греху. Иконы для Клыковской обители имеют ключевое значение: самое название монастыря напоминает о самом первом изображении Спасителя – Нерукотворенном Образе на убрусе.
Почетным ремеслом иконописца в юной обители занимается иеродиакон Лука (Старостин), который был пострижен в монашество весной этого года. Он тоже молод – ему 27 лет, но, вместе с тем, он очень серьёзен, внутренне собран, рассудителен и целеустремлён. Родился неподалеку от Спасской обители; с детских лет приезжал сюда на праздники. Духовником отца Луки является протоиерей Владимир Бахаев, настоятель прихода прп. Серафима Саровского в городе Сосенский, который лично знал матушку Сепфору и удостоился слышать пророческие слова о своем жизненном поприще. Отец Лука закончил Калужскую духовную семинарию, прекрасно владеет мастерством регента; в настоящее время учится в духовном училище на отделении иконописи и живописи. Иконописью, по собственным словам, занимается по призванию, а начинал с реставрации старинных образов. Два года жил в столице Норвегии, где также помогал в деле реставрации, трудясь в кафедральном соборе города.
Помимо иконописания отец Лука занимается также живописью. На наш вопрос, правомерно ли размещать портреты пока не канонизированной матушки Сепфоры рядом с иконами, он ответил утвердительно: «Конечно, но не следует забывать, что это религиозная живопись, благочестивое изображение, украшение. В истории известны факты почитания парсун – иконописных изображений царей, угодников Божиих без нимба». Как раз подобное изображение схимонахини Сепфоры можно найти в иконостасе храма в честь священномученика Кукши. Между прочим, в этом же храме находится икона Богородицы «Благодатное Небо», единственный сохранившийся образ из числа тех, которые находились в Спасской церкви до ее закрытия. Икона «Благодатное Небо» была найдена на берегу реки Серёна в 1972 году, а несколько лет назад была возвращена в обитель.
Отец Лука определяет себя, прежде всего, реставратором. «Что конкретно мне нравится в реставрации икон – это соприкосновение с самой древностью. Это непередаваемое ощущение особой энергетики, намоленности, а также некая радость от того, что ты икону лечишь». Ризница монастыря очень скромна, дореволюционных икон немного, и они в той или иной мере требуют «лечения». Трудясь на поприще восстановления старинных образов, отец Лука вскоре понял, что у него есть и призвание, и способности самому становиться создателем икон. Труд иконописца является своего рода творчеством; как и работа художника, он требует определенного настроя, вдохновения. Написание отдельной иконы с простым сюжетом, с соблюдением всех деталей технологического процесса, осуществляется, в среднем, за три недели. Интересно заметить, что священные лики изображаются лишь на заключительном этапе создания иконы. Самым удобным временем для написания образа отец Лука считает вечер, когда уляжется дневная суета и наступает тишина.
В обители Спаса Нерукотворного для иконописцев ещё много работы. Главный соборный храм пока не расписан – не хватает средств. По словам сельских жителей, следы старинной росписи здесь можно было различить в конце 50-х годов. Сейчас у храма внутри белоснежные стены, которые как бы символизируют начало новой жизни. Не позолочен иконостас; очень немного писаных аналойных икон. То же можно сказать и о храме священномученика Кукши. Но монастырь слишком молод, братство растет, и время масштабного благоукрашения Дома Божия еще впереди.