Знаменитые правители прошлого давно признали ценность маленьких тружениц. Продукты пчеловодства выступали в качестве товара, эквивалента денег, пчелиные семейства охранялись на государственном уровне, а символика с изображением этих насекомых подразумевала бессмертие, праведность и трудолюбие, аристократизм духа и высокое происхождение, поэтому пчелы часто использовались в аристократических атрибутах прошлого.
Пчелиный поход короля Ричарда Львиное Сердце.
Третий Крестовый поход был организован с целью вернуть Иерусалим, захваченный мусульманским правителем Саладином, под юрисдикцию Папы Римского.
В этом походе приняли участие британский монарх Ричард I («Львиное сердце»), король Франции Филипп II, германский император Фридрих I (Барбаросса).
Военная компания началась летом 1190 года. Особое значение имела крепость Акра, которая была последним препятствием на пути к Иерусалиму, потому имела важное стратегическое значение. Ранее крепость уже осаждалась крестоносцами Конрадом Монферратским и Гвидо Лузьяном, но находившийся за стенами гарнизон оказывал им достойное сопротивление.
К середине 1191 года к войскам крестоносцев присоединился английский король, возглавивший осаду.
Потерпев ряд неудач, Ричард счел необходимым действовать не силой, а хитростью: с помощью катапульты он перекинул за стены Акры глиняные сосуды, содержимое которых повергло в ужас отчаянно сопротивлявшихся мусульманских воинов. Разбившись, емкости освободили находившихся там пчел, которые больно жалили державших оборону воинов, не носивших плотную металлическую броню. Паника, охватившая крепость, помогла воинам, штурмующим Акру, без особых усилий захватить стены и открыть ворота подоспевшим союзникам. Правитель сарацинов был вынужден пойти на уступки и сдать крепость крестоносцам.
Пчёлы Меровингов и пчёлы Наполеона
Геральдика – наука о гербах, может приоткрыть завесу для разгадки многих тайн и загадок.
На своей коронации в 1804 году Наполеон был облачен в мантию, украшенной золотыми пчёлами.
Королевские лилии не так давно свергнутой династии Бурбонов также были заменены золотыми пчелами. Здесь прослеживается интересная деталь, сходство пчелы и лилии указывало на правопреемственность власти императора от власти свергнутого королевского дома, воскресение, бессмертие царственности. Наполеон восхищался устройством пчелиного общества, а потому стремился установить такой порядок и в своем государстве.
Некоторые исследователи считают, что выбранная Наполеоном Бонапартом символика неслучайна. Она связана с пчелами династии Меровингов – первых франкских королей, правивших на территории современной Франции и Германии в V–VII веках.
Дело в том, что в середине XVII века было обнаружено захоронение Хильдерика I – сына Меровея, и давшего имя династии Меровингов. Помимо обнаруженных бесценных сокровищ были найдены 300 золотых пчёлок-кулонов, усеивавших плащ погребённого монарха. Учитывая значение символа пчелы у древних франков (верховная/духовная власть, мудрость и бессмертие), можно смело утверждать, что пчела была символом могущества рода Меровингов. И скорее всего, именно на преемственность этого могущества и претендовал Наполеон.
В дальнейшем, аристократы стали украшать свои одежды вышивкой с "пчелиными" мотивами.
Одним из распространенных символов масонской ложи, являлся улей с пчёлами, т.к. пчела — символ династии Меровингов, считавшихся колдунами и основателями масонства ввиду того, что все пчёлы рождаются одной маткой.
Пчёлы Барберини
Потрясающая история происхождения пчёл Барберини, древнего и богатого итальянского рода.
По легенде, они появились на фамильном гербе после чудесного излечения тяжело больного наследника. Врачи не смогли помочь умирающему, однако к жизни его вернул обычный бортник, который лечил его рецептами на основе меда и пчелиными укусами.
Семейство Барберини хотело отблагодарить лекаря, но тот исчез, тогда в память потомкам о чудесном исцелении было принято решение украсить герб семьи тремя пчёлами на ярко-синем фоне.
Позднее, в 1623 году, один из представителей этого семейства – Маффео Барберини стал Папой Римским Урбаном VIII. Его покровительство скульптору Лоренцо Бернини особым образом повлияло на его творчество. Герб своего друга и покровителя, пчёлы украшают различные объекты искусства исторического центра Рима: фонтаны Бернини, в числе которых – «Фонтан пчёл» и «Тритон», украшенный гербом Барберини, и базилика Св. Петра, и балдахин над алтарём Папы Римского, украшенные пчелами, и впоследствии – надгробие Урбана VIII.
Мистический символизм образа пчелы сочетает в себе рациональные, прагматические и одновременно поэтические, сакральные начала, поэтому она по праву заняла место на гербах, флагах, эмблемах самых разных народов.