Найти тему
Oleg A. Chagin

Религиозно-философские основы истории

"Труднейшей борьбой, которую приходилось выдерживать христианству, была борьба против него со стороны тайных эзотерических учений, поддерживаемых тайными обществами. 

На первый взгляд может показаться странным, каким образом борьба идейная может быть ведена замкнутыми внутри себя тайными обществами? 

Борьба идей требует света, гласности, в ней побеждает истина, стало быть, нужно открыто ее выставлять. 

Но замыкание в тайные общества иногда совершенно неизбежно, если гласное существование данного учения не допускается и подавляется преследованиями. 

Самому христианству приходилось существовать в виде обществ тайных. Однако это обстоятельство, то есть недостаток свободы, не исчерпывает причин, по которым возникали и поныне существуют тайные общества эзотерических учений. 

Для христиан, в их прошлом, а также и в настоящем, переход на положение тайных обществ был прискорбной необходимостью и продолжался лишь до тех пор, пока им не позволяли существовать, жить и учить явно. Совершенно иное положение эзотерических учений. В них тайна составляет внутренний принцип, соблюдаемый помимо всяких внешних условий" 

Л.А. Тихомиров, "Религиозно-философские основы истории"