Режим получения оперативно-розыскной информации (ОРД), сопряженный с конспирацией, является её существенной особенностью, которая важна при рассмотрении её в контексте доказывания. При том, что принцип конспирации закрепляется в ФЗ об ОРД (ст. 3) в качестве неотъемлемого атрибута оперативно-розыскной деятельности, его содержание не раскрывается. Видимо законодатель исходит из того, что термин является общепризнанным и дополнительных пояснений не требуется. Однако в науке не сложилось единого мнения относительно содержания этого принципа.
Согласно токовому словарю Ожегова: «Конспирация – методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне своей деятельности и членов». В другом толковом словаре конспирация понимается в двух значениях:
- Методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне ее деятельности; соблюдение тайны.
- Действия, предпринимаемые с целью сохранения чего-либо в тайне, в секрете.
Однако, осуществление оперативно-розыскной деятельности закреплено в законодательстве и это не является тайной. Из данных выше словарных толкований можно сделать вывод, что относительно оперативно-розыскной деятельности конспирация - это сохранение в тайне не самого ее факта, а отдельных ее элементов. И это открывает дискуссию: «какие же аспекты ОРД подлежат сокрытию и от кого?».
Например, авторы учебника «Теория оперативно-розыскной деятельности» предлагают следующее определение конспирации в ОРД: «сохранение в тайне ее сил, средств и методов, организационных и тактических аспектов осуществления». По нашему мнению, такое определение сформулировано слишком широко, и кажется необходимым сохранение в тайне всех аспектов оперативно-розыскной деятельности. Схожие определения можно найти в других учебниках.
Однако, другие авторы сужают понятие конспирации, предлагая понимать под ней сохранение «в тайне от посторонних лиц (прежде всего от преступников) тактику, содержание, формы и методы, силы и средства совершения конкретных оперативно-розыскных действий, проведения ОРМ и операций». Отсюда следует применение конспирации только к определенному кругу лиц. Похожие интерпретации можно встретить и у других авторов: «сохранение в тайне от проверяемых (разрабатываемых) и иных лиц, не имеющих прямого отношения к ОРД, проведения оперативно-розыскных мероприятий».
Согласно иному подходу, конспирация направлена на обеспечение тайны «самого важного направления оперативно-розыскной деятельности» – работы с лицами, оказывающими конфиденциальное содействие оперативно-розыскным органам.
Данные определения демонстрируют крайность не только в конспирации, но и в ОРД в целом. Н.В. Павличенко систематизировал различные точки зрения на содержание конспирации. По мнению автора, сокрытию «подлежат сведения, относящиеся к государственной и служебной тайне, а также иная информация, распространение которой может послужить причиной ее расшифровки». Однако, проблема в том, что к информации, могущей привести к раскрытию государственной и служебной тайны, относится самый широкий круг сведений: от факта знакомства определенных лиц до употребления профессионального жаргона.
Решение вопроса о том, от кого необходимо скрыть выше означенную информацию на практике вызывает много затруднений. Безусловно, к ним, нужно отнести самих фигурантов уголовного дела и их связи. Некоторые ученые, относят к таковым и «третьих лиц», не имеющих прямого отношения к организации и осуществлению оперативно-розыскных мероприятий. Однако непонятно, уместно ли считать «третьим лицом» сотрудника того же оперативно-розыскного подразделения или надзирающего прокурора? Особенно актуален, этот вопрос в контексте распространенности коррупции в правоохранительных органах.
С учетом рассмотренных вопросов Н.В. Павличенко определяет конспирацию «как сохранение в тайне сведений, относящихся к государственной и служебной тайне, а также иной информации, распространение которой может послужить причиной ее расшифровки, от лиц, способных использовать данную информацию против интересов правоохранительных органов».
Эта трактовка была подвергнута критике, поскольку не содержит указания на деятельность «по сокрытию внешних проявлений деятельности», могущих привести к разглашению соответствующих сведений (например, непрофессиональное поведение оперативника в процессе подготовки и проведения оперативно розыскных мероприятий). Полагаем, данную критику необоснованной, поскольку «сохранение в тайне» подразумевает, в том числе и осуществление мероприятий по сокрытию оперативно-розыскной деятельности.
Подводя итог работе, принцип конспирации – один из основных принципов в ОРД - подразумевает сохранение в тайне широкого перечня сведений, в том числе и сведений, составляющих государственную тайну. Федеральный закон «О государственной тайне» относит к таким сведениям информацию о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности. То есть, с одной стороны, результаты ОРД относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, и при обращении с ними требуют соблюдения правил конспирации. С другой стороны, использование результатов ОРД существенно облегчает процесс доказывания, а порой является единственным доступным способом формирования доказательств. Каждый случай использования результатов ОРД в уголовном процессе предполагает отступление от требований конспирации в той или иной степени. Даже в случае, когда результаты ОРД не рассекречиваются и представляются следователю в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства, о них и их содержании становится известно обвиняемому и его защитнику (во время ознакомления с материалами уголовного дела).
Таким образом, конспирация конкурирует с возможностью использования оперативно-розыскной информации в уголовно-процессуальном доказывании. В настоящее время назрела объективная необходимость раскрытия многих процедурных деталей ОРД. В особенности законодательного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и их содержания. По нашему мнению, осведомленность о процессуальных требованиях всех участников, снимет множество спорных вопросов о законности или незаконности каких-то действий.