Главный враг христианина, по мысли преподобного Никодима Святогорца (автора "Невидимой брани" - классического учебника по войне с падшими духами), – это демон - искуситель, находящийся слева от человека. В "Невидимой брани" враг рода человеческого обозначается также терминами: «диавол», «демон», «нечистый дух», «искуситель».
По мысли святого, демон не есть некое абстрактное зло или аллегория страсти. Под падшим духом прп. Никодим понимает живое разумное существо, наделенное личным бытием, но лишенное плоти и видимой человеческому глазу формы. Автор "Невидимой брани" полагает, что всякий демон есть «ум мысленный, невещественный, безвидный и бестелесный» (Никодим Святогорец, прп. "Невидимая брань").
В греческом языке вообще все бесплотные духи называются ангелами. В переводе с греческого ἁγγελος – это вестник, посланник. В Библии и ангелы Господни, и падшие духи различаются по трем главным признакам: 1) по их предводителю; 2) по типу службы; 3) по внешнему облику.
Ангелы Господни Предводителем и Военачальником имеют самого Бога, почему и именуются Господними. Ангелы служат добру, ибо благ Господь (2Пар.30:9). Их главная цель - помогать людям. Ангелы в аспекте субстанции световидны (Исх.3:2; Суд.13:20; Деян.7:30;12:7), молниевидны (Матф.28:3). Они воздействуют на стихии, творят чудеса на благо людям (Суд.6:21; Иоан.5:4; Деян.5:19; 8:39). По виду антропоморфны (2Цар.24:16; 2Цар.14:20) и походят на юношей в светлых одеждах (Мар.16:5). В руках у них либо обнаженные пламенные мечи (Быт.3:24; Чис.22:23; 1Пар.21:27), либо жезлы – символы власти (Суд.6:21).
Падшие духи повинуются и служат сатане, который есть изобретатель и прародитель зла. Сатана согрешил от начала (1Иоан.3:8). Согрешил тем, что уклонился от Истины, ибо нет в нем истины (Иоан.8:44). Он отец лжи (Иоан.8:44), клеветник (Откр.12:10). Таковы и его клевреты – падшие духи. Они не помогают людям, но наоборот обольщают их для того, чтобы ввергнуть в адскую бездну. Падшие духи творят недобрые дела, беззакония и потому именуются духами нечистыми (Зах.13:2; Матф.10:1;12:43; Мар.1:23). В субстанциональном плане падшие духи мало чем отличаются от ангелов Божиих. Падшие духи также световидны и молниевидны (Лук.10:18). Они также могут творить чудеса (ложные) со всякой силою (2Фесс.2:9). Но уже не на благо людям, а во вред им (Иов.2:7; Лук.13:16). Демоны могут даже принимать вид ангелов Божиих (2Кор.11:14) для того, чтобы прельстить доверчивых людей (ангелы Господни никогда не принимают вид демонов). По внешнему виду падшие духи сильно отличаются от ангелов, служащих Богу. Круг зубов демонов есть ужас (Иов. 41:6). Они, как говорит преподобный Серафим Саровский, "гнусны, как гнусны и их нечистые дела" (Вениамин (Федченков), митр. "Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский").
В образе демонов смешиваются и человеческие, и звериные черты. Они обладают даром речи, умением видеть и слышать, но при этом – в силу искажения ангельского образа – сердца их тверды, как камни и жестки, как жернова (Иов. 41:16). Он чрезвычайно злы, горды и мстительны. Внешне нечистые духи подобны нескольким животным. С одной стороны – смертоносным гадам, пресмыкающимся. А именно: змеям (Откр. 12:15;12:9) и скорпионам (Лук.10:19). С другой стороны – кровожадным животным: льву (1Пет.5:8) и василиску (Пс.90:13). Глаза у них огненные (Иов. 41:10). Из ноздрей «выходит дым, как из кипящего горшка или котла». Изо рта исходит пламя. Каждый имеет хвост (Откр.12:4)
Преподобный Никодим в плане устроения бесплотных духов идет за преподобным Григорием Синаитом, который называл ангелов умами (Синаит Григорий, прп. "Творения"). Святогорец полагает, что любой ἁγγελος есть «ум мысленный, невещественный, безвидный и бестелесный» (Никодим Святогорец, прп. "Невидимая брань"). Под умным духом у автора «Невидимой брани» понимается живое разумное существо, наделенное личным бытием, но лишенное осязаемой плоти.
Преподобный Никодим полностью сохраняет библейские принципы разделения бесплотных духов на два разряда: ангелов и демонов. Последние различаются у автора "Невидимой брани" различаются по вектору обращенности к небу, способу бытия (типу службы) и внешнему виду (облику). Ангелы Господни сохраняют верность Богу, пребывают в Нем умом и питаются сладостью божественных энергий. Нечистые духи преданы богопротивнику – люциферу. В умах демонов отражается не Бог, но их порочные мечтания (отчего диавола называют живописцем и фантазером). Поэтому демоны вещественны и дебелы. Они пресмыкаются в перстном. Демоны бегут от подвижников, ибо те, те не дают им «чем питаться, чрез отвержение и подавление всех движений страстных, возбуждаемых впечатлениями внешних чувств» ("Невидимая брань").
Внешне демон у прп. Никодима напоминает «дракона» из 12 главы Книги Откровения святого Иоанна Богослова. Последний представлял сатану в образе древнего змея, называемого "диаволом и сатаною", обольщающего всю вселенную (Откр.12:9). У св. Иоанна сатана-дракон был "большим" и "красным"; он имел пасть (которой хотел пожрать жену) и "длинный хвост", которым увлек с неба третью часть звезд (Откр.12:4).
Точно таким же хвостатым драконом видит сатану преподобный Никодим. У автора "Невидимой брани" диавол представляется «отелесившимся драконом, с хвостом, ребрами, шеей, носом, глазами, челюстями, губами, кожей, плотию и другими подобными членами» ("Невидимая брань").
Одновременно демон у прп. Никодима понимается как «мраволев» (гибрид муравья и льва). Этот "мраволев" не имеет ничего общего с фантастическим животным из славянской мифологии, у которого перед - львиный, а зад - муравьиный. Мравольвами у автора "Невидимой брани" аллегорически именуются нечистые духи, ведущие себя точно так же, как мравольвы из книги Иова (Иов.4:10-11), погибавшие без добычи.
"У Иова написано, что мраволев погиб от того, что нечего было ему есть: мраволев погибе, зане не имеяше брашна (жирный шрифт - автора). Этот мраволев изображает диавола, всегдашнего врага нашего, который бежит от человека, не дающего ему чем питаться, чрез отвержение и подавление всех движений страстных, возбуждаемых впечатлениями внешних чувств наших" Никодим Святогорец. "Невидимая брань").
Иначе говоря, преподобный Никодима называет диавола мравольвом, потому что последний ведет себя, как фантастический мраволев, погибающий от недостатка пищи. Если человек облачается во всеоружие Божие, бодрствует, стоит наготове с мечом молитвы в руке и не доверяет падшему духу, то тогда демон бессилен и превращается в негодного муравья. Но если человек впадает в беспечность и нерадение; если он доверяет демону, прислушивается к его советам и даже исполняет их; то тогда диавол, получает искомую пищу (соизволение на грех) и оборачивается великаном; становится как большой, могучий лев.
Хорошо объясняет тайну мравольва прп. Нил Синайский. Он полагает, что блаженный Иов специально изобретает такое сложное имя демону, давая ему с одной стороны имя самого отважного животного (льва), а с другой - самой ничтожной твари (муравья). Это нужно, по мнению прп. Нила для того, чтобы показать "злокозненность" любой гнусной страсти и ее опасность. А опасность страстей человеческих заключается в том, что они подкрадываются незаметно. Все начинается с мелочи, подобной крохотному муравью, которого и увидеть-то сложно. Прп. Нил пишет:
"Приражения страстей начинаются сперва с самых маловажных представлений, неприметно вкрадываясь, подобно муравью, а напоследок обращаются в большую громаду и угрожают встретившемуся не меньшею опасностью, чем бросившийся лев. Поэтому подвижнику надобно тогда вступать в борьбу со страстями, когда они появляются в виде муравьев, употребляя свою маловажность вместо приманки; потому что, если успеют придти в силу льва, то делаются неудобоодолимыми" (Нил Синайский, прп. "Письма на разные темы. Монаху Ионе").
Поэтому, как полагает прп. Нил, не следует давать демонам никакой пищи, которая соотносится со страстями и чувствами. Ибо "чувства питают страсти, вооружая на душу каждый образ один за другим".
Иначе говоря, ситуация человека и мравольва - это ситуация зайчонка и мухи из психоделического мультфильма 1987 года Валентина Караваева ("Зайчонок и Муха"). Согласно сюжету мультфильма, Зайчонок не слушался маму и очень плохо кушал. Всю еду он тайком выкидывал за окно. Эту еду съедала противная жадная муха. которая там жила. Чем больше муха ела, тем становилась больше и больше. Зайчонок, по сути дела, сам сделал из маленькой мухи огромного птеродактиля, сам откормил ее (организовав свое собственное похищение мухой).
То же самое и у в духовной жизни. Если мы потакаем собственным страстям, если угождаем себе во всем; то мы сами превращаем демона из муравья во льва; сами преображаем маленькую муху в птеродактиля.
Посему постараемся, как советует апостол Павел, "отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях" (Еф.4:22), чтобы "облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины"(Еф.4:22). Это трудно... Но возможно...
Понравилась статья? Если понравилась, ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал "Христофор+".
Читайте также другие статьи:
Что является подлинной причиной бунта схиигумена Сергия (Романова)?
Что станет знаком начала Армагеддона?
Почему Иуда Искариот предал Иисуса Христа?
Как Богоматерь входит во храм, если Закон разрешал входить в храм только священникам?
Старец Паисий Святогорец о числе 666 и о том, как не позволить запечатлеть себя
Каким будет личное имя Антихриста? Расшифровка числа 666
Как змей-искуситель мог разговаривать с Евой и были ли у него ноги?
Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?