Всем доброго времени суток! Готовлю учеников к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Готовлю тесты (собираю материал в Интернете, редактируя его...) накопилось довольно много материала. Может быть, кому -то пригодится) будут вопросы или замечания - пишите)
Первый тест посвящён М.Булгакову, его творчеству (что-то находила на просторах Интернета, ссылок на авторство не было, так что публикую без указания авторства)
Почему М.Булгаков? Просто на этой неделе предлагала ученикам прочитать роман "Мастер и Маргарита" (задание на лето). А ещё просто тому, что очень люблю этого автора)
(1) Судьба легендарного романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» довольно трагична: первую версию сжег, ˂…˃потом восстанавливал текст по памяти. (2) Писатель решил «отыграться» на своем новом произведении, после того как в театре запретили постановку его пьесы «Кабала святош». (3) Кроме того, Михаил Афанасьевич так и не успел закончить свое детище: после смерти писателя сведением воедино всех черновиков и редактированием занималась его вдова, Елена Сергеевна. (4) Роман пролежал на полке более 25 лет и мог бы остаться безвестным, но супруга Булгакова дала жизнь рукописям, совсем как Маргарита в романе.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Запишите номера этих предложений.
1) Булгаков решил «отыграться» на легендарном романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», после того как в театре запретили постановку его пьесы «Кабала святош».
2) Первую версию легендарного романа «Мастер и Маргарита» М. Булгаков сжег, а потом восстанавливал текст по памяти.
3) Михаил Афанасьевич так и не успел закончить легендарный роман «Мастер и Маргарита»
4) Легендарный роман «Мастер и Маргарита» М. Булгаков сжег, а потом восстанавливал текст по памяти, после смерти писателя дала жизнь роману его вдова, Елена Сергеевна.
5) Вдова М. Булгакова, Елена Сергеевна, после смерти писателя редактировала роман - дала ему вторую жизнь, так как автор первую версию сжег.
2. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕКСТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ТЕКСТ, а, м.
1) Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них). Т. сочинений Пушкина. Подлинный т. Т. оперы. Открытым текстом сообщить, передать что-н. (не секретно; также перен.: прямо, недвусмысленно).
2) В лингвистике: внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению. Теория текста.
3) В полиграфии: основная часть печатного набора (без иллюстраций, чертежей, таблиц).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
вероисповЕдание
освЕдомился
черпАл
намЕрение
портфЕль
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобрав к слову пароним.
Зрители сквозь бумажки глядели на освещенную сцену и видели самые верные и праведные ВОДЯНЫЕ знаки.
ЗРИТЕЛЬСКАЯ масса требует объяснения.
Первым показался шагом следующий мимо решетки сада КОННЫЙ милиционер, а за ним три пеших.
Не удержавшись от БОЛЕЗНЕННОЙ гримасы, прокуратор искоса, бегло проглядел написанное.
Левий продолжал выкрикивать язвительные и ОБИДЧИВЫЕ речи небу.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Прокуратору захотелось подняться вверх, подставить висок под струю и так замереть.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку в образовании формы слова и запишите слово правильно.
ИХНИЙ помощник
в ПЯТИДЕСЯТОЙ квартире
ДВОЕ людей
самым ХОРОШИМ
московские СТАРОЖИЛЫ
8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками:
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение в построении предложения с однородными членами
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появилось два гражданина.
2) Обратив свой взор к подножию холма, там произошли значительные изменения.
3) Всем показалось, что на балконе потемнело, когда кентурион, командующий особой кентурией, предстал перед прокуратором.
4) Удивление выразилось на лице секретаря, сгорбившегося над низеньким столом и записывающего показания.
5) И другой голос сказал, что ты не толкайся, я тебя сам так толкану!
6) Тот, кто называл себя мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку.
7) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, теперь уже одетого во фрак и стоящего у стенки кровати.
8) Тут были как фокусники в ярких халатах и в чалмах, а также конькобежец в белой вязаной куртке, бледный от пудры рассказчик и гример.
9) В каждом из этих окон горел огонь под оранжевым абажуром, и из всех окон, из всех дверей, из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырывался хриплый рев полонеза из оперы «Евгения Онегина».
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) побл..днел, под..лился, р..вел
2) др..жащее, ш..фёр, в к..стрюле
3) м..ссир, подп..хнул, соск..чивший
4) к..льнули, к..залось, уб..юкивало
5) загр..ничный, бор..дач, угр..жать
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) р..стерянно, в..скликнул, п..делился
2) бе..прекословно, ра..сердилась, бе..пристрастен
3) пр..имущества, пр..ступление, пр..вратила
4) с..экономив, сверх..естественный, об..яснить
5) о..делённый, на..трснутый, о..строенный
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) рекоменд..вать, наклад..вать
2) вкрадч..во, ослаб..вал
3) низ..кий, гигант..кий
4) затм..вающий, душ..нька
5) юрод..вый, недоверч..в
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (он) мыка..тся, (ты будешь) вознагражд..на
2) захире_т, (он) увид..т
3) завис..щим, сверл..щий
4) оно случа..тся, увид..ла
5) превраща..тесь, (это) не подход..т
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Ивану стало известно, что мастер и незнакомка полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно (НЕ)РАЗЛУЧНЫ.
Что-то удивительно несолидное было и в манере переводчика говорить, и в его одежде, и в этом омерзительном, никуда (НЕ)ГОДНОМ пенсне.
(НЕ)ГОВОРЯ ничего по существу романа, он спрашивал меня о том, кто я таков и откуда я взялся.
Квартира, занимаемая покойным Берлиозом и уехавшим в Ялту Лиходеевым, была совершенно пуста, и в кабинете мирно висели никем (НЕ)ПОВРЕЖДЕННЫЕ сургучные печати на шкафах.
Именно под ним, вовсе (НЕ)ДАЮЩИМ никакой тени, и утвердился этот единственный зритель.
Давно ли ты пишешь и почему о тебе ничего (НЕ)БЫЛО слышно раньше?
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Первый был (НЕ) КТО иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций и редактор толстого художественного журнала. ОПЯТЬ (ТАКИ) виновата была, вероятно, кровь, прилившая к вискам и застучавшая в них, только у прокуратора что-то случилось со зрением.
(В)СЛЕДСТВИЕ этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. И (В)ТЕЧЕНИЕ двух часов Никанор Иванович принял таких заявлений тридцать две штуки.
(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ попросили рассказать о вчерашнем происшествии на Патриарших прудах. Имейте (В)ВИДУ, что на это существует седьмое доказательство, и уж самое надежное!
Но (В)ВИДУ того, что безумные, утопические речи Га-Ноцри могут быть причиною волнений в Ершалаиме, прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима. И(ТАК), Пилат поднялся на помост, сжимая машинально в кулаке ненужную пряжку и щурясь
(В)СЛЕДСТВИЕ этого что-то неясное томило душу председателя, и ВСЕ(ТАКИ) он решил принять предложение.
15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.
Затем перед прокуратором предстал стройный, светлобородый красавец со сверкающими на груди льви(1)ыми мордами, с орли(2)ыми перьями на гребне шлема, с золотыми бляшками на портупее меча, в зашнурова(3)ой до колен обуви на тройной подошве, в наброше(4)ом на левое плечо багря(5)ом плаще.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Ливень хлынул неожиданно и тогда гроза перешла в ураган.
2) Но иностранец ничуть не обиделся и превесело рассмеялся.
3) Теперь уж можно было расслышать в отдельности шум дождя и шум воды.
4) Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы листья магнолий маленькие сучья и песок.
5) Над Ершалаимом плыло уже не фиолетовое с белой опушкой покрывало а обыкновенная серая арьергардная туча.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Не разбирая луж (1) человек в капюшоне пересек площадку сада (2) и вступил на мозаичный пол балкона (3) и (4) подняв руку (5) сказал высоким приятным голосом
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Впрочем (1) этого не случится (2) к общему счастью (3) и первый, кто об этом позаботиться, буду я.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Принарядившийся Азазелло уже не подходил на того разбойника (1) в виде (2) которого (3) являлся Маргарите в Александровском саду (4) и поклонился он Маргарите чрезвычайно галантно.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я ничуть не устала (1) и очень веселилась на балу (2) так что (3) если бы он и продолжался еще (4) я охотно предоставила бы мое колено для того (5) чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Музей-театр «Булгаковский дом» открыт 15 мая 2004 года на улице Большая Садовая, дом 10 и является первым музеем в России, посвященным Михаилу Афанасьевичу Булгакову и его творчеству. (2) Это многомодульное пространство, сочетающее в себе музей, театр и культурный центр. (3) В экспозиции музея находятся вещи эпохи Булгакова, личные вещи писателя и его семьи, кроме того, в музее постоянно представлена уникальная цифровая экспозиция, посвященная жизни и творчеству Михаила Булгакова – электронный архив фотографий, документов, личных записей и пр. (4) В музее проводятся экскурсии по музею и Москве, ведется научная работа. (5) Научно-методический отдел под руководством И. Я. Горпенко-Мягковой совместно с экскурсионным отделом и сторонними экспертами занимаются изучением жизни и творчества Михаила Булгакова и создают материалы, которые помогают популяризировать тексты писателя и те идеи, которые в них заложены. (6) Также в рамках «Булгаковского дома» существуют два литературных салона – Салон Андрея Коровина и Литературная гостиная Лолы Звонаревой, направленные на развитие современной литературы и искусства. (7) Кроме того, в «Булгаковском доме» работают фотостудия Елены Мартынюк и детская театральная студия Ирины Феофановой. (8) Несколько раз в год в музее проводятся выставки современных художников, делая таким образов «Булгаковский дом» настоящим галерейным пространством.
Прочитайте текст и выполните задания 22 – 26
(1)Внутри дворца господствовали мрак и тишина. (2)И внутрь прокуратор, как и говорил Афранию, уйти не пожелал. (3)Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вёл допрос. (4)Прокуратор лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. (5)Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с неё глаз в течение нескольких часов.
(6)Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. (7)Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. (8)Банга поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. (9)Только тогда заснул и пёс.
(10)Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. (11)И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошёл по ней вверх прямо к луне. (12)Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. (13)Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шёл бродячий философ. (14)Они спорили о чём-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. (15)Они ни в чём не сходились друг с другом, и от этого их спор было особенно интересен и нескончаем. (16)Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шёл рядом, следовательно, он был жив. (17)И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. (18)Казни не было! (19)Не было! (20)Вот в чём прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.
(21)Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. (22)Так говорил Иешуа Га-Ноцри. (23)Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.
(24)Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. (25)Но, помилуйте меня, философ! (26)Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
(27)-Да, да, - стонал и всхлипывал во сне Пилат.
(28)Разумеется, погубит. (29)Утром ещё не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. (30)Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!
(31)- Мы теперь будем всегда вместе, - говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем.
(32)- Раз один – то, значит, тут же и другой! (33)Помянут меня, - сейчас же помянут и тебя! (34)Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.
(35)-Да, уж ты не забудь помяни меня, сына звездочета, - просил во сне Пилат. (36)И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.
(37)Все это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона. (38)Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога перед прокуратором провалилась. (39)Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, - это что казнь была. (40)Первое, что сделал прокуратор, -это привычным жестом вцепился в ошейник Банги, потом больными глазами стал искать луну и увидел, что она немного отошла в сторону и посеребрилась. (По М.А. Булгакову.)
*Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 – 1940) – русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.
1) Только во сне прокуратор готов пожертвовать своей карьерой ради человека, совершившего преступление против кесаря.
2) Прокуратор Иудеи ради истины не был готов пожертвовать своей карьерой.
3) Прокуратор Иудеи не погубил свою карьеру ради человека, совершившего преступления против кесаря.
4) Прокуратор Иудеи всегда был трусом.
5) Пробуждение игемона не было ужасным.
23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-5 перечислены последовательные действия персонажа.
2) В предложениях 15-17 представлено рассуждение.
3) Предложения 7-9 представляют собой описание.
4) Предложения 37-40 содержат повествование.
5) В предложениях 23-26 представлено повествование.
24. Из предложений 24-30 выпишите антонимы.
25. Среди предложений 4-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий)
26. Фрагмент из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» подтверждает мысль о том, что человек лишается духовной и душевной гармонии, совершая поступки против собственной совести. Автор доносит до нас свои мысли, используя следующие языковые средства: ___(«оголённая луна», «чистом небе» в предложении 5), ___(«сон наконец сжалился над игемоном» в предложении 6), синтаксическое средство ___(предложение 21, 22), ___(«скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога» в предложении 38).
Список терминов:
1) метафора
2) профессиональная лексика
3) лексический повтор
4) ряды однородных членов
5) эпитеты
6) парцелляция
7) просторечное слово
8) сравнение
9) противопоставление
Удачи вам, и помните: нельзя научить, можно научиться)