Один из самых популярных вопросов в среде начинающих музыкантов, равно как и родителей, пекущихся о своих чадах: “Как развить музыкальный слух?”.
Между тем, я могу с уверенностью сказать, что понятие "музыкальный слух" неразрывно связано с таким термином, как “музыкальная память”.
И в подтверждение этих слов, сегодня я поделюсь с вами одной невыдуманной историей из своей личной биографии.
► Тег моей авторской рубрики с различными историями из музыкальной жизни (клик!): #id-истории
Пианист-виртуоз
В 1998 году я оканчивал музыкальную школу по классу фортепиано.
Поскольку я много и усердно занимался на инструменте, у педагогов я был на хорошем счету. Поэтому я регулярно принимал участие во всевозможных музыкальных конкурсах и фестивалях наподобие “Юное дарование”, “Пианист-виртуоз” и т. д., где нередко занимал призовые места.
Как-то раз пришло время поездки на очередной такой конкурс.
Репетируя днями напролёт, я усиленно готовился к исполнению одного из опусов великого австрийского пианиста и композитора Карла Черни.
Но, увы, в аккурат накануне поездки я простыл и свалился с температурой.
Однако, как сын военнослужащих родителей, я всегда был верен принципу "только вперёд!". Поэтому на семейном совете было принято решение при текущем раскладе всё равно отправиться на конкурс.
Да и мне было бы досадно "пролететь" с мероприятием, на подготовку к которому я лично потратил несколько месяцев.
Фиаско
И вот, я уже там, во Дворце Культуры, стою за кулисами.
Слушаю, голос конферансье, который объявляет мой номер, и мысленно настраиваюсь к выходу на сцену.
При этом температура тела у меня была в тот момент, думаю, где-то под 39 градусов, и всё окружающее пространство я воспринимал через призму какой-то прострации.
Я подошёл к роялю, поклонился членам жюри, сел за инструмент, глубоко вздохнул и начал играть.
Но буквально после первых же взятых нот я осознал, что потерпел фиаско...
Дальше "всё было как в тумане".
Помню лишь, что в момент своего финального поклона членам жюри, я мельком успел заметить наполненное негодованием и растерянностью лицо моего преподавателя, буквально кричащее:
“ЧТО ЭТО СЕЙЧАС ТАКОЕ БЫЛО?”
Чтобы вы понимали, я не забыл ни единой ноты этого техническо сложного этюда, написанного 32-ми нотами в темпе “Allegretto” (то есть шустренькое произведение).
И нет, я ни разу не запнулся и не остановился. И даже банально нигде “не слажал”.
Я просто от начала до конца… исполнил этот “Этюд” в совершенно другой тональности, отличной от оригинала. Да, на областном конкурсе :)
Правильная цель
Сразу поясню: я был обычным ребенком, ни разу не музыкальным вундеркиндом и у меня даже не было от природы абсолютного слуха.
И вот как раз именно поэтому в младших классах "музыкалки" я очень не любил (так как не получалось) писать музыкальные диктанты, ведь там без тонкого музыкального слуха ну просто никуда.
Посему я однажды поставил себе цель: максимально развить музыкальный слух.
На минуточку, речь идет о 90-х годах двадцатого века, когда в домах у людей не было никаких компьютеров, смартфоны еще не изобрели, а о синтезаторе я мог только мечтать в своих самых ярких снах.
Всё, что у меня было — пианино “Элегия”. Обычное, механическое.
Тогда-то я и придумал в качестве комплексного упражнения такое занятие: брать свои программные музыкальные произведения (то есть те, что мне задают разучивать на дом) и намеренно их транспонировать в другие тональности.
Весь смысл тут заключался именно в том, чтобы транспонирование выполнять пошагово, не прибегая ни к каким нотным записям ВОВСЕ, то есть делать всё в уме.
Транспонирование — применимо к музыке, это полная смена оригинальной тональности произведения на любую другую. Часто применяется, например, в случае, когда вокалисту “неудобно петь” в рамках имеющейся тональности — в таких случаях общая тональность музыкального произведения "сдвигается" на определенный интервал вверх или вниз.
Принцип был прост: сегодня я транспонирую первую часть произведения и разучиваю её, завтра — вторую часть. После чего — “склеиваю” оба куска, выучив получившийся фрагмент, и перехожу к следующей части. И так до тех пор, пока не выучу всё.
Моя самоцель заключалась в том, чтобы я мог целиком исполнить музыкальное произведение в транспонированной тональности точно так же, как и оригинал (с сохранением первоначального темпа и т. д.).
4 важных навыка музыканта
Таким образом, единовременно я совершенствовал в себе четыре важнейших навыка любого музыканта:
- Развитие музыкального слуха.
Поскольку процесс транспонирования техничного произведения — это далеко не то же самое, что транспонирование попсовой песенки на пару аккордов. В первом случае — мозг задействуется на все 100%. - Развитие музыкальной памяти.
Мало уметь правильно транспонировать: нужно все это еще и запомнить. При этом, на занятиях с педагогом важно было “не спалиться” и не начать по ошибке играть “не в той” тональности (преподавателям я про свое такое “хобби” не рассказывал — почему-то мне казалось, что они этого не одобрят).
В общем, изначально мысленно я делал четкое разграничение и понимание того, какая тональность оригинальная, а какая (или какие) — моё “развлечение”. - Развитие механической памяти.
Речь идет, в первую очередь, о мышечной памяти пальцев рук. Иногда я намеренно брал “неудобную” с точки зрения аппликатуры тональность (кто учился в муз. школе, тот поймет, о чем речь), чтобы самостоятельно развивать аппликатурное мышление и приучать пальцы легко ориентироваться на клавишах в любой ситуации. - Развитие техники исполнения.
Этот пункт неразрывно связан с предыдущим, поскольку любая неудобная позиция и аппликатура (“много черных клавиш”) неволей заставляет исполнителя дополнительно изощряться в плане техники исполнения, чтобы это сыграть (вспомним нетленные произведения выдающегося русского композитора С. В. Рахманинова).
В конечном итоге, со временем, подобрать с ходу на слух практически любую песню или мелодию сразу же вместе с аккомпанементом для меня уже не составляло никакого труда (и в дальнейшей профессиональной музыкальной деятельности мне это, разумеется, очень сильно помогло), равно как и моментально изменить тональность любой песни на другую, просто наигрывая на инструменте.
Финал конкурса
"Ну а что в итоге-то с конкурсом, описанным в начале статьи?" - спросите вы.
Очевидно, что тогда я исполнил “Этюд” К. Черни в другой тональности по ошибке, так как до этого самостоятельно дома транспонировал и выучил весь этюд заново в рамках саморазвития.
Видимо, в момент выступления сказался факт моей болезни, да и общее волнение никто не отменял.
Однако, я не подал ни малейшего вида, что "что-то пошло не так" (хоть и осознал свою ошибку почти сразу).
Нас так учили: “Что бы ни случилось на сцене — заставь всех поверить, что всё так и было задумано изначально”. И, видимо, я сумел “заставить”. Потому как занял в итоге первое место, чему был очень удивлён и рад :)
Таким образом, Друзья, вот вам и главный вывод: для развития музыкального слуха и памяти не требуются никакие дорогостоящие девайсы, компьютеры или чудодейственные видеокурсы — нужны лишь желание и целеустремленность!
Если статья вам понравилась — ставьте большой палец вверх 👍 и подписывайтесь, чтобы не пропустить новый материал.
Другие мои статьи:
♫ 18 вольт из 12-ти? Рассказываю, как легко это сделать
♫ Ultima U-2: решение, перевернувшее гитарный мир