Найти в Дзене
Иван Демичев

Авторский метод развития музыкального слуха. Рассказываю на личном примере

Оглавление
Один из самых популярных вопросов в среде начинающих музыкантов, равно как и родителей, пекущихся о своих чадах: “Как развить музыкальный слух?”.
Между тем, я могу с уверенностью сказать, что понятие "музыкальный слух" неразрывно связано с таким термином, как “музыкальная память”.

И в подтверждение этих слов, сегодня я поделюсь с вами одной невыдуманной историей из своей личной биографии.

► Тег моей авторской рубрики с различными историями из музыкальной жизни (клик!): #id-истории

Пианист-виртуоз

В 1998 году я оканчивал музыкальную школу по классу фортепиано.

Поскольку я много и усердно занимался на инструменте, у педагогов я был на хорошем счету. Поэтому я регулярно принимал участие во всевозможных музыкальных конкурсах и фестивалях наподобие “Юное дарование”, “Пианист-виртуоз” и т. д., где нередко занимал призовые места.

Слух и память — основа музыкальности.
Слух и память — основа музыкальности.

Как-то раз пришло время поездки на очередной такой конкурс.

Репетируя днями напролёт, я усиленно готовился к исполнению одного из опусов великого австрийского пианиста и композитора Карла Черни.

Но, увы, в аккурат накануне поездки я простыл и свалился с температурой.

Однако, как сын военнослужащих родителей, я всегда был верен принципу "только вперёд!". Поэтому на семейном совете было принято решение при текущем раскладе всё равно отправиться на конкурс.
Да и мне было бы досадно "пролететь" с мероприятием, на подготовку к которому я лично потратил несколько месяцев.

Фиаско

И вот, я уже там, во Дворце Культуры, стою за кулисами.

Слушаю, голос конферансье, который объявляет мой номер, и мысленно настраиваюсь к выходу на сцену.

При этом температура тела у меня была в тот момент, думаю, где-то под 39 градусов, и всё окружающее пространство я воспринимал через призму какой-то прострации.

Я подошёл к роялю, поклонился членам жюри, сел за инструмент, глубоко вздохнул и начал играть.

Но буквально после первых же взятых нот я осознал, что потерпел фиаско...

Дальше "всё было как в тумане".

Помню лишь, что в момент своего финального поклона членам жюри, я мельком успел заметить наполненное негодованием и растерянностью лицо моего преподавателя, буквально кричащее:
“ЧТО ЭТО СЕЙЧАС ТАКОЕ БЫЛО?”

Чтобы вы понимали, я не забыл ни единой ноты этого техническо сложного этюда, написанного 32-ми нотами в темпе “Allegretto” (то есть шустренькое произведение).

И нет, я ни разу не запнулся и не остановился. И даже банально нигде “не слажал”.

Я просто от начала до конца… исполнил этот “Этюд” в совершенно другой тональности, отличной от оригинала. Да, на областном конкурсе :)

Правильная цель

Сразу поясню: я был обычным ребенком, ни разу не музыкальным вундеркиндом и у меня даже не было от природы абсолютного слуха.

И вот как раз именно поэтому в младших классах "музыкалки" я очень не любил (так как не получалось) писать музыкальные диктанты, ведь там без тонкого музыкального слуха ну просто никуда.

Посему я однажды поставил себе цель: максимально развить музыкальный слух.

На минуточку, речь идет о 90-х годах двадцатого века, когда в домах у людей не было никаких компьютеров, смартфоны еще не изобрели, а о синтезаторе я мог только мечтать в своих самых ярких снах.

Иван Демичев во времена обучения в музыкальной школе по классу фортепиано (1997 год). Из личного архива Автора.
Иван Демичев во времена обучения в музыкальной школе по классу фортепиано (1997 год). Из личного архива Автора.

Всё, что у меня было — пианино “Элегия”. Обычное, механическое.

Тогда-то я и придумал в качестве комплексного упражнения такое занятие: брать свои программные музыкальные произведения (то есть те, что мне задают разучивать на дом) и намеренно их транспонировать в другие тональности.

Весь смысл тут заключался именно в том, чтобы транспонирование выполнять пошагово, не прибегая ни к каким нотным записям ВОВСЕ, то есть делать всё в уме.

Транспонирование — применимо к музыке, это полная смена оригинальной тональности произведения на любую другую. Часто применяется, например, в случае, когда вокалисту “неудобно петь” в рамках имеющейся тональности — в таких случаях общая тональность музыкального произведения "сдвигается" на определенный интервал вверх или вниз.

Принцип был прост: сегодня я транспонирую первую часть произведения и разучиваю её, завтра — вторую часть. После чего — “склеиваю” оба куска, выучив получившийся фрагмент, и перехожу к следующей части. И так до тех пор, пока не выучу всё.

Моя самоцель заключалась в том, чтобы я мог целиком исполнить музыкальное произведение в транспонированной тональности точно так же, как и оригинал (с сохранением первоначального темпа и т. д.).

4 важных навыка музыканта

Таким образом, единовременно я совершенствовал в себе четыре важнейших навыка любого музыканта:

  • Развитие музыкального слуха.
    Поскольку процесс транспонирования техничного произведения — это далеко не то же самое, что транспонирование попсовой песенки на пару аккордов. В первом случае — мозг задействуется на все 100%.
  • Развитие музыкальной памяти.
    Мало уметь правильно транспонировать: нужно все это еще и запомнить. При этом, на занятиях с педагогом важно было “не спалиться” и не начать по ошибке играть “не в той” тональности (преподавателям я про свое такое “хобби” не рассказывал — почему-то мне казалось, что они этого не одобрят).

    В общем, изначально мысленно я делал четкое разграничение и понимание того, какая тональность оригинальная, а какая (или какие) — моё “развлечение”.
  • Развитие механической памяти.
    Речь идет, в первую очередь, о мышечной памяти пальцев рук. Иногда я намеренно брал “неудобную” с точки зрения аппликатуры тональность (кто учился в муз. школе, тот поймет, о чем речь), чтобы самостоятельно развивать аппликатурное мышление и приучать пальцы легко ориентироваться на клавишах в любой ситуации.
  • Развитие техники исполнения.
    Этот пункт неразрывно связан с предыдущим, поскольку любая неудобная позиция и аппликатура (“много черных клавиш”) неволей заставляет исполнителя дополнительно изощряться в плане техники исполнения, чтобы это сыграть (вспомним нетленные произведения выдающегося русского композитора С. В. Рахманинова).

В конечном итоге, со временем, подобрать с ходу на слух практически любую песню или мелодию сразу же вместе с аккомпанементом для меня уже не составляло никакого труда (и в дальнейшей профессиональной музыкальной деятельности мне это, разумеется, очень сильно помогло), равно как и моментально изменить тональность любой песни на другую, просто наигрывая на инструменте.

Труд и регулярность занятий обязательно приведут к покорению вершин музыкального Олимпа!
Труд и регулярность занятий обязательно приведут к покорению вершин музыкального Олимпа!

Финал конкурса

"Ну а что в итоге-то с конкурсом, описанным в начале статьи?" - спросите вы.

Очевидно, что тогда я исполнил “Этюд” К. Черни в другой тональности по ошибке, так как до этого самостоятельно дома транспонировал и выучил весь этюд заново в рамках саморазвития.

Видимо, в момент выступления сказался факт моей болезни, да и общее волнение никто не отменял.

Однако, я не подал ни малейшего вида, что "что-то пошло не так" (хоть и осознал свою ошибку почти сразу).

Нас так учили: “Что бы ни случилось на сцене — заставь всех поверить, что всё так и было задумано изначально”. И, видимо, я сумел “заставить”. Потому как занял в итоге первое место, чему был очень удивлён и рад :)

Таким образом, Друзья, вот вам и главный вывод: для развития музыкального слуха и памяти не требуются никакие дорогостоящие девайсы, компьютеры или чудодейственные видеокурсы — нужны лишь желание и целеустремленность!

Если статья вам понравиласьставьте большой палец вверх 👍 и подписывайтесь, чтобы не пропустить новый материал.

Другие мои статьи:
18 вольт из 12-ти? Рассказываю, как легко это сделать
Ultima U-2: решение, перевернувшее гитарный мир