Найти в Дзене
Журнал "Работница"

ЛУЧШЕ БЫТЬ УМНЫМ ИЛИ ТРУДОЛЮБИВЫМ: ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС?

В последнее время я стал замечать, что меня не оставляет чувство тревоги. Словно чего-то важного недоделываю, упускаю. И это не профессиональная неудовлетворенность, когда хочется работать лучше. С ней, хорошей и беспокойной неудовлетворенностью, учитель не расстается никогда. Нет, здесь тревога вроде бы из-за пустяков: то ребята класс убрали неважно, то за дежурство замечание получили, то стенд тематический, который уж день прибить не удосужатся. 
Мелочи? Но в воспитании детей нет несущественного, потому что в будничных школьных заботах создается характер, происходит становление личности. А раз так – нельзя сбрасывать со счетов и небрежную уборку класса, и растоптанный у доски мел, и равнодушие к засыхающему на подоконнике цветку. 

Многолетний учительский опыт позволяет сопоставлять и обобщать. И когда начинаешь соединять разбросанные по дням случаи в одно целое, когда прислушаешься в перемену к взволнованным высказываниям других классных руководителей, —тревога усиливается. Почему у нынешних ребят так часто наблюдается пренебрежение к будничному труду, к хозяйственным поручениям и заданиям, к тому, что мы называем самообслуживанием? 

Сотни мальчиков и девочек проедят через школьную столовую: завтракают, обедают, покупают в буфете молоко, компот, пирожки. Казалось бы, чего проще: поел—отнеси свою тарелку и стакан в мойку. А посмотришь к концу перемены: на каждом столе—груды грязной посуды, разбросанные куски хлеба, надорванные пакеты из-под сока. «Забывчивых» останавливает дежурный учитель: «Вернись!». Мальчики и девочки неохотно собирают стаканы и тарелки, да еще с обидой поглядывают на педагога: «Ну чего придирается... Есть дежурный класс—он и уберет».  

— А у меня стол шатается — писать нельзя! — встречает учителя в дверях кабинета широкоплечий юноша-спортсмен и поэт. Он искренне огорчен: сейчас сочинение, а стол шатается. 
— Подтяни болт, —советует учитель. 
— А чем? 
— Да возьми что-нибудь... ну, монету. 

Юноша недоуменно смотрит на учителя, затем достает из кармана двухрублевую монету и закрепляет болт. Недоверчиво трогает стол: больше не качается. 
— Значит, сочинение напишешь хорошо, — улыбается учитель, но улыбка немного грустная: почему же старшеклассник не догадался сам, что надо сделать?.. 

И сколько таких примеров приносит каждый школьный день! 

Было бы несправедливо говорить мне про своих ребят, что они «ленивы и нелюбопытны». Я ежедневно вижу их в труде, настойчивом, целеустремленном. Забывая про время и усталость, они ломают голову над сложной задачей, увлеченно занимаются на факультативе по химии. Стоит только заглянуть в научные доклады старшеклассников, как воочию убеждаешься, какой огромный труд вложен в них. Не случайно ведь многие юные химики нашей школы удостоены почетных дипломов и грамот. То же можно сказать и про любителей спорта. Уж они-то знают, что победа на соревнованиях зависит от тренировок, от готовности к преодолению трудностей. Нет, в бездеятельности, в отсутствии энергии и инициативы ребят не упрекнешь. Но откуда же такая неохота взяться за швабру, откуда такое высокомерное отношение к черновой работе, которой никогда не стыдится и не чурается хорошо воспитанный человек? 

Кое-что помогла нам прояснить проведенная среди старшеклассников анкета. Оказалось, больше половины учащихся освобождены дома от бытовых работ. Значит, всю тяжесть семейных дел приняли на свои плечи родители. Причем зачастую папы и мамы объясняют это заботой об учебе своих детей: «Пусть лучше уроками занимается! Пусть лишнюю книгу прочитает!» Когда же на родительском собрании такое положение подвергается критике, тотчас же выдвигается возражение: «Вы же знаете, какая у них нагрузка! Вот выучатся – и тогда...»

Такая «забота» оборачивается тем, что сыновья и дочери вырастают белоручками, эгоистами, которые на первый план выдвигают свое благополучие, свое личное удовольствие. Представьте, каково придется такому в студенческом общежитии? А в собственной семье, которую он создаст? Привычка хозяйственные заботы перекладывать на другого порой становится и характером, и судьбой. Выходит, вырастили человека, не подготовленного к жизни. Приучали его надеяться на других, с детства отстраняя от домашнего труда, в котором может проявиться самое лучшее в человеке — доброта, внимательность, готовность прийти на помощь ближнему. Справедливо писал в свое время А. С. Макаренко: «Нам не нужны люди, воспитанные на молчаливом подвиге матерей, обкормленные их бесконечным жертвоприношением». У меня не вызывает восторга юный вундеркинд, углубленный в чтение учебника Ландсберга в то время, когда мать убирает квартиру, а отец с больным сердцем передвигает мебель. И сколько бы ни ссыпались на требования научно-технической революции: «Нужны люди одержимые... На мозг молодых обрушился бурный поток информации, с которым нелегко справиться, — электроника, бионика, атомная энергетика, космонавтика, кибернетика...», — я уверен, что никакие научные открытия не отменили сердечности и светлой радости от честно исполненного долга. «Рукам и душе работа — человеку праздник», — говорит народная пословица. Праздником могут стать и скромная домашняя работа, и уборка урожая на 6 сотках у бабушки, и ремонт школьной парты. Главное — уважать любой труд.