Найти тему
ПЫТЛИВЫЙ УМ

Кругом одни евреи.Политические течения рубежа 19-20 вв.Ч.2.

Оглавление

Здравствуйте всем гостям моего канала и,конечно,подписчикам.

Разбираемся в еврейских политических течениях рубежа 19-20 веков.
Продолжение.

Территориализм.

1903 г. – 6-ой Сионистский конгресс.Было принято решение о колонизации Уганды в качестве промежуточной станции на пути в Палестину.Хотя основная причина, заставившая большинство членов конгресса, в т.ч. Герцля (с преимуществом 18 голосов), проголосовать за это предложение, было положение евреев в России, российская делегация проголосовала против, чем повергла в изумление делегатов из Западной Европы. Конгресс отверг план Уганды, однако часть членов Всемирной Сионистской Организации не согласилось с этим и вышла из нее, создав Еврейское территориальное общество.

Автономизм – основной антипод сионизму.

Журнал “Рассвет”, 1881 г.: “Евреи должны жить в России, ибо Россия – их отечество, земля русская – и их земля, небо России – и их небо, еврейский вопрос – это русский вопрос”.

Главным идеологом автономизма был историк С.Дубнов, который изложил свою теорию в 1897 – 1902 гг. в ряде статей в журнале “Восход” и др.Дубнов считал, что форма организации еврейского народа является “высшей формой культурно-исторической индивидуализации”.

-2

Евреи являются неистребимой нацией, поскольку их существование основано на автономной организации, на самоуправлении еврейских общин во всех странах. Отсюда основная формула автономизма: “евреи во всякой стране, принимая активное участие в ее гражданской и политической жизни, пользуются всеми правами, присвоенными ее гражданам”…

Отношение к странам проживания: любовь к стране постоянна, любовь к гоям, т.е. к нееврейским окружающим народам – переменна и зависит от отношения этих народов к евреям. “Если государство попирает мои человеческие, гражданские и национальные права, я не могу его любить: я должен бороться против его деспотического режима, или бросить страну, эмигрировать”

Социализм.

Социалистические учения были весьма модными в еврейской среде, особенно после погромов 80-х гг. Многие евреи были склонны считать, что главным виновником трагедии было самодержавие, а народовластие приведет ко всеобщей гармонии. При этом увлечение социалистическими идеями не мешало многим из них стоять на национальных еврейских позициях – сионизме, территориализме или автономизме. Одни считали, что социализм евреи должны строить в еврейском государстве, другие – что социализм должен подразумевать национально-культурную автономию для евреев в рамках любых государственных образований, а также должен иметь для евреев свою специфику, например, еврейские рабочие должны иметь свои столовые с кошерной пищей, должны иметь выходной по субботам и еврейским праздникам и пр.

-3

Социалистические учения несомненно оказали большое вляние на развитие сионизма и автономизма.

Сионизм.

Кратко концепцию социалистов-сионистов ПЦ ( сионистская партия социалистического типа “Поалей Цион) можно охарактеризовать следующим образом: еврейский пролетариат, разделяя судьбу мирового пролетариата, сталкивается, тем не менее, с особыми, специфическими проблемами, которые могут быть решены только путем сосредоточения еврейского рабочего класса в Эрец-Исраэль.

Тем не менее, в 1903-1905 гг. часть членов ПЦ придерживались и территориалистических взглядов. В 1904 г. на 7 конгрессе ВСО, который отверг план Уганды, многие из них во главе с Н.Сыркиным покинули ряды этой организации, однако потом вернулись. В ВСО большинство было представителей социалистического крыла, которое пользовалось наибольшим влиянием и которое через десятки лет вылилось в создание Рабочей партии Израиля, находившейся у власти без перерыва до 1977 г.

Активнейшим образом социалистические течения проникли и в среду автономистов. Во главе еврейского рабочего движения России встали бывшие народники, осознавшие необходимость своей работы среди евреейских низов, а не среди русских крестьян, но были и марксисты, хотя еврейский социализм так и не смог стать чисто марксистским движением.

-4

Довольно много евреев в этот период присоединяются к общероссийскому социал-демократическому движению. Из их числа в дальнейшем вышли такие известные деятели меньшевистской и большевистской партий, как Мартов, Дан, Аксельрод, Троцкий, Свердлов и многие другие.

На этом сегодня все.

Ставьте палец вверх,подписывайтесь на канал.

Многие статьи не доходят до читателя из-за малого числа показов.

Прочитать можно ЗДЕСЬ.