Внезапно многие успешные литературные вселенные нередко оказываются миксом идей из одного или нескольких более ранних источников. Дело это крайне распространенное и порой эпигон становится гораздо известнее чем автор-первопроходец.
«Литературные римейки»: как это работает?
«Песнь льда и пламени», Джордж Р.Р. Мартин
Источников заимствования тут было несколько. Сразу же бросается в глаза масса аналогий с циклом французского новеллиста Мориса Дрюона «Проклятые короли», причем об этой преемственности сам Мартин не раз и не два заявлял в интервью.
Но куда менее известен в России еще один источник вдохновения. Это цикл «Орден манускрипта» (другое название «Память, Скорбь и Тёрн», Memory, Sorrow and Thorn) Тэда Уильямса.
Вот вам лишь несколько деталей. Завязка первого романа: после смерти короля Джона Престера, который при жизни объединял под своей рукой целый континент, начинается череда междуусобных войн.
По ходу сюжета в стране меняется климат: на страну наваливаются необычные холода. Происходят нападения разбойников и кочевников. Присутствуют тайный орден ученых (аналог мейстеров), Красный Колдун (у Мартина — Красная Ведьма), который проводит странные и жестокие эксперименты (что твой Квиберн) и Король Бурь, который чем-то неуловимо напоминает сериального предводителя Белых Ходоков.
Мартин почти не крадет сюжет Уильямса, однако многие красочные детали, концепции целого ряда персонажей, а главное манера делить историю между десятком POV (героев, чьими глазами мы смотрим на сюжет) — все это попало в знаменитый фэнтези-цикл прямиком из «Ордена манускрипта».
Это четырехтомная фэнтезийная сага, базирующаяся в основном на кельтской мифологии. Название циклу дано по трем мечам, которые фигурируют в истории и сшивают ее воедино.
Кстати, сам этот цикл невозбранно эпигонствует на наследии Джона Р.Р. Толкина (достаточно сказать, что континент где все происходит называется Светлый Ард). Впрочем, у Профессора заимствовали практически все авторы героического фентези, так что это уже не эпигонство, а такой вот жанровый формат.
Кстати, к чести Мартина тот с «Властелином колец», скорее, спорит, чем крадет у него. По заявлению писателя, к работе над «Песнью» его подтолкнуло желание вскрыть нереалистичность придуманного Толкиным жанра. А именно поиски ответа на вопросы типа «так что же потом эльфы сделали с покоренными орками»? И правда, что? Устроили геноцид? Загнали их в рабство? Придумали исправительные концлагеря?
«Девять принцев Амбера», Роджер Желязны
Сюжет первой книги знаменитой фэнтезийной серии явно многое взял из романа «Создатель Вселенной» Филиппа Хосе Фармера и в целом из его сеттинга «многоярусной вселенной» (The World of Tiers).
Там и там мы видим повторяющийся мотив творения очень компактных
(у Желязны это планеты, у Фармера все же целые системы по типу Солнечной) параллельных миров на любой вкус и цвет. Там и здесь все это множество миров является ответвлениями из одного или двух исходных (Амбера и Хаоса в одном случае, Карманного мира неизвестных прародителей — в другом).
В обеих книгах действует некая древняя раса, способная перемещаться между вышеозначенными мирами. У автора Желязны это королевская семья Амбера, у Фармера — Властители.
Что отличает Фармера, так это то, что он в своем творчестве явно вдохновлялся творчеством поэта и мистика Уильяма Блейка (присутствует целая пачка заимствованных у англичанина имен). Желязны же в свой прозаический коктейль добавил много-много отсылок к Шекспиру, Льюису Кэрролу, а начало книги и вовсе отсылает к «крутым детективам» в духе Чандлера и Гарднера (что-то типа историй про Перри Мейсона).
Еще Фармер заимствовал у Клайва Льюиса. Главный герой «Создателя Вселенной» находит портал в другой мир не где-нибудь, а в стенном шкафу (все помнят начало цикла о Нарнии?).
Как ни крути, эпигонство вышло весьма талантливое и серия про принцев, семейные интриги и телепортирующие карты-козыри оказалась очень успешной, далеко превзойдя в коммерческом смысле труды духовного предшественника.
Справедливости ради отметим, что следы явного эпигонства присутствуют лишь в первой книге Желязны. Продолжения истории про Амбер уже сильно отходят по сюжету от творчества Фармера.
«Хроники Амбера»: дом, который построил Желязны
Цикл книг о Гарри Поттере, Джоан Роулинг
Лобового эпигонства тут нет, но чувствуется сильное влияние на «маму Поттера» малоизвестного у нас цикла книжек «Самая плохая ведьма» (1974 г.) от британской писательницы Джилл Мэрфи, а также их экранизаций (выходили в Великобритании с 1986 до середины нулевых).
Кстати, свежую сериальную адаптацию уже запустил в 2017 году стиминговый сервис Netflix, плюс готовятся переработать свой старый продукт на новый лад и в BBC.
Присутствуют: школа ведьмовства (Академия миссис Кэкл), уроки зельеварения, на которых ученицы работают попарно под руководством злющей преподавательницы, перемещение на метлах и даже эпизод сбрасывания наездницы вышедшим из под контроля девайсом, мудрая и добрая руководительница школы с кабинетом, увешанным милыми безделушками и, наконец, антагонистка, напоминающая Драко Малфоя в юбке.
«Дюна» , Фрэнк Герберт
Знаменитый писатель-фантаст блистательно крал идеи сразу из двух источников. В одном он заимствовал сеттинг, а в другом — сюжет.
Образ безводной планеты, по которой передвигается единственный вид животных, который к тому же производит наркотик, замедляющий старение, и суровые аборигены (бывшие рабы, долго путешествовавшие прежде чем осесть) — все это из романа Кордвайнера Смита «Покупатель планет» (1964 год).
Только у предшественника вместо гигантских червей были малоподвижные мутанты-овцы, а наркотик назывался не меландж, а сантаклара.
«Дюна» Вильнёва: «Звездные войны» для взрослых?
«Дюна» Вильнёва: сравниваем с образами Дэвида Линча
Что же до сюжета романа, то Герберт не мудрствуя лукаво перенес в космос фабулу культового кино «Лоуренс Аравийский» с Питером О`Туллом, Алеком Гиннесом и Омаром Шарифом.
Вместо британского разведчика в пустыне Арракиса / Аравии восстание свободолюбивых бедуинов/фременов против могущественной империи поднимал юный наследник древнего аристократического рода. Спайс же в придуманном мире будущего выглядит полным аналогом нефти, без которой и сегодня немыслима цивилизация.
Как видите, «красть как художник» Фрэнк Герберт умел — раз уж создал по итогу самую успешную литературно-фантастическую вселенную всех времен.
Данный пример призван, по идее, служить источником вдохновения нынешним молодым писателям-фантастам. Чтобы придумать оригинальную идею иногда бывает полезно оттолкнуться от чего-то уже созданного, чтобы потом на этом фундаменте хорошенько пофантазировать.
Пишите нам в комментарии с какими еще примерами явных литературных заимствований и эпигонства вы сталкивались, а мы с удовольствием напишем об этом еще одну (или не одну) статью. Спасибо, что дочитали!