Найти тему
Грибанов Роман

Олег Стерхов. Уровень "Бог"

Олег Стерхов: музыкант и продюсер из Челябинска
Олег Стерхов: музыкант и продюсер из Челябинска

В рамках празднования 95-летнего юбилея Челябинского академического драматического театра имени Наума Орлова его артисты готовили интересный сюрприз – коллективную музыкальную открытку. Актеры, которых зрители знают и любят по игре на сцене, решили еще и петь. Каждый исполнял какую-то свою композицию и по-новому раскрывал грани собственного таланта. Интересно, что музыкально-артистическим экспериментом руководил не художественный руководитель театра, не главный режиссер, а заведующий театральным радиоцехом драмтеатра Олег Стерхов. И многие молодые актеры и актрисы, которые с удовольствием поют перед микрофоном, слушая наставления штатного звукооператора, даже не подозревали, что их скромный театральный звукач в 80-х годах выступал на одной сцене с Виктором Цоем, а в лихие 90-е был музыкальным продюсером № 1 Челябинска.

НАПРАВЛЕНИЕ OST

Олег Стерхов в 1980 году поступил в ЧПИ на приборостроительный факультет, где реализовал себя как артист, собрав рок-группу «АРТ». На тот момент Политех являл собой настоящую кладезь талантов. В институте кипела музыкальная самодеятельность, в результате родилась целая плеяда деятелей южноуральского шоу-бизнеса. На энергетическом факультете был свой ансамбль во главе с Дмитрием Локтионовым (будущий лидер групп «Паноптикум» и «Ничево!», хозяин студии звукозаписи Newtone). На автотракторном рубился ВИА во главе с Андреем Ткаченко (будущий хозяин сети магазинов «Уралтон»). На ПС, еще до прихода Стерхова, существовал ВИА с такими личностями, как Сергей Варламов (будущий банкир), Леонид Хлебунов (будущий джазовый барабанщик), Андрей Черепков (будущий владелец кафе «Такси-блюз»). Инженерно-строительный факультет гордился командой во главе с Валерием Власовым – будущим автором первого выпущенного в Челябинске CD. На МТ блистала группа «Лето», в которой начинал Александр Тибелиус. И все же главной политехнической звездой был «АРТ» во главе с Олегом Стерховым.

Группа "АРТ". Игорь Амелькович, Олег Стерхов (весь в белом), Алексей Баклушин, Павел Столбов (сидит), Александр Тибелиус, Владимир Николаенко
Группа "АРТ". Игорь Амелькович, Олег Стерхов (весь в белом), Алексей Баклушин, Павел Столбов (сидит), Александр Тибелиус, Владимир Николаенко

Но жизнь рок-группы не вечна, «АРТ» взлетел и распался, а Тибелиус и Стерхов переходят в знаменитый «Ариэль».

– И параллельно с работой в «Ариэле» я занимался привычным еще по ЧПИ и «АРТу» бизнесом – снабжал современными гитарами и клавишами музыкантов Челябинска и нарабатывал в мире местного шоу-бизнеса неплохие связи, – рассказывает Олег. – При этом у меня уже был небольшой опыт звукозаписи – еще в 80-х «АРТ» помогал Борису Ройзману записывать для челябинского радио и телевидения аудиоролики. Ну и свои песни, естественно, фиксировали на пленку, делая это в подвале общежития, для эффекта реверберации используя ванную комнату.

В 1989 году Стерхов со своим товарищем Александром Новоселовым купили восьмидорожечный магнитофон Tascam, продвинутый по тем временам пульт «Электроника» ПМ-03, собрали неплохую «обвязку», приобрели барабанную установку Amati, вполне приемлемые студийные микрофоны МК-13, списанные с ЧГТРК. И началась правильная студийная работа. На Tascam Олег записывал коллег из «Ариэля», копейскую хард-рок-группу «Гамлет», Антона Лапина (будущего участника The Wheels и «Пятой власти») и других музыкантов. Работал вначале у себя в квартире, а потом первая частная студия звукозаписи Челябинска обосновалась во дворце молодежи «Монолит». Первым и единственным Стерхов был недолго, вскоре приличный «восьмиканальник» появляется у центра Валерия Ярушина, и примерно в это же время Юрий Аксенов на базе ДК Колющенко обустраивает свою студию – будущий U-Sound. Чтобы отличаться от конкурентов, Олег больше внимания уделяет продюсированию тех, кто хочет у него записаться, берет на себя услуги не только записи, но и продвижения артиста, организации живых выступлений и в 1993 году основывает продюсерский центр OST Records.

Первым продуктом новой компании стал альбом группы U-7 – челябинского аналога гремевшего тогда поп-проекта Ace of Base. В U-7 за славой собрались очень приличные музыканты: клавишники Константин Щеглов и Вячеслав Сайдаль, басист Ринат Насыров, вокалистки Ольга Лобачева и Ирина Шпакова. Альбом «Танцуй со мной» Стерхов выпускает тысячным тиражом на CD, для Челябинска тогда еще диковинном носителе. Вместе с директором U-7 Игорем Земцовым хозяин OST Records едет в Москву, пытаясь предложить диск столичным дистрибьюторам, но успеха не добивается.

Обложка CD челябинской поп-группы U-7
Обложка CD челябинской поп-группы U-7

Следующий CD, вышедший под маркой OST Records, – легендарный сборник «Интервенция», выпущенный к 4-летию местной радиостанции «Интеволна» и спродюсированный совместно Олегом Стерховым и диджеем «Интерволны» Ильей Беловым. На студии OST Records для него пишутся все те же U-7, The Wheels, Андрей Симонов и другие. По факту это был сборник лучших на тот момент поп-коллективов Челябинской области, и звучали южноуральские группы начала 90-х классно.

БРОСОК НА WEST

Появление на «Интервенции» Андрея Симонова не случайно. К Олегу Стерхову обратился бас-гитарист группы «Гамлет» Анатолий Дубровин с просьбой обратить внимание на вокалиста и с предложением помочь сделать тому сольную карьеру.

– Я тогда случайно включил телевизор и увидел анонс всероссийского конкурса молодых исполнителей «Ялта-Москва-транзит», – вспоминает Стерхов. – И запомнил телефон, на который предлагали звонить всем желающим попробовать свои силы. Ну мы с Толей и позвонили. Скорее, чисто из любопытства. А нам в ответ велели присылать фонограммы.

Для участия Симонова в авторитетном фестивале – преемнике советской Юрмалы того времени, на OST Records были записаны три трека: «отечественного композитора» – «Мечты сбываются» (Юрия Антонова), «зарубежного композитора» – хитовая баллада шведской группы Europe «Carrie» и «авторская композиция» – старый, еще «гамлетовский» хард-роковый номер «Я знаю, будет все». Жюри фестиваля высоко оценивает присланные фонограммы. И в 1994 году компания земляков из копейских поселков Бажова, «Второй участок» и Потанино – Симонов, Стерхов и Дубровин – отправляются покорять Москву в концертный зал «Олимпийский».

Андрей Симонов (группа "Гамлет")
Андрей Симонов (группа "Гамлет")

У Челябинска к тому времени был неплохой бэкграунд побед в молодежных всесоюзных музыкальных конкурсах. Валерий Каримов становился лауреатом «Юрмалы-87», а Алина Анищенко побеждала на «Сочи-86» и «Красной гвоздике-90». Регион по федеральным меркам считался вполне продвинутым в культурном плане, свои – гордились, чужие – уважали. Для сегодняшнего времени звучит дико, но в 1994 году власти Челябинска понимали – местных музыкантов, которые хотят прославить себя (и родной город) на федеральном уровне, нужно поддерживать. Благодаря вице-губернатору Челябинской области Борису Мизрахи на поездку Симонова были выделены средства, все же артист едет регион представлять.

– Ну как же, купили тогда Андрею новые джинсы, новую рубашку, в нормальную гостиницу в Москве поселили, – вспоминает Олег Стерхов. – Было три тура, которые «жюрили» самые уважаемые люди страны – Юрий Антонов, Виктор Чайка, Лариса Долина, Александр Малинин и прочий эстрадный иконостас. Но главный кайф был в системе подсчета голосов: после выступления каждого артиста к членам жюри подходили девушки и, не давая возможности посовещаться, забирали у них листочки с только что проставленными оценками за завершившего свой номер участника конкурса. Все было максимально честно. В этой ситуации копейский рокер Симонов убрал всю столичную и заезжую в Москву попсу. Ему стоя аплодировал полный «Олимпийский», понимаете – стоя! И когда в финале выяснилось, что максимальное количество баллов, да еще и с большим отрывом, набрал никому не известный парень из Челябинской области – жюри совещалось почти час. А поздно, оценки уже ушли, ничего не исправить, «блатные» в пролете. И Андрей Симонов стал победителем.

Уралец на "Ялте-Москве-транзит" убрал всех. Симонов исполняет хардовую балладу Carrie

Уроженец Копейска обладал не только приятной внешностью – красивый стройный блондин (потомок сосланных на Урал финнов) с «рокерской» гривой длинных волос, но и «рокерским» голосом – природным тенором с баритональным уклоном, позволяющим брать и низкие ноты, с правильной глубиной и вибрацией. Аксель Роуз южноуральского розлива! Кроме морального удовлетворения от победы Симонову еще причитался вполне материальный приз – новенький ВАЗ-21099. Машину получали Стерхов и Дубровин в конторе «ЛогоВАЗ» небезызвестного Бориса Березовского. Из Москвы в Челябинск четырехколесный подарок перегоняли втроем, к Олегу и Анатолию присоседился известный автолюбитель Борис Каплун.

После победы на «Ялта-Москва-транзит» Андрей Симонов начал активно выступать на всевозможных музыкальных мероприятиях по всей Челябинской области, которые организовывал продюсерский центр Олега Стерхова. Вместе со славой пришла и «звездная болезнь», а как иначе, если артист теперь ездил по маршруту № 124 (автобус Копейск-Челябинск) исключительно бесплатно. В барах Копейска Симонову запрещали расплачиваться за заказ. Увы, случайная стычка во время празднования Дня десантника и нелепый удар ножом оборвали карьеру и жизнь выпестованного OST Records молодого таланта.

На следующий год Стерхов и OST Records попытались повторить успех, делегировав на «Ялту-Москву-транзит» солиста челябинской группы In Cash Александра Самсоненко. Он даже прошел в финальную часть, получил прямой эфир на всю страну, но первого места не занял. В следующие 30 лет южноуральские артисты на подобных федеральных эстрадных конкурсах также успеха не добивались.

ВСЕ ВНИМАНИЕ ZUID

А OST Records продолжал свою деятельность, штамповал альбомы местных артистов и вписывал клиентов студии на различные городские музыкальные мероприятия. У Стерхова в обойме всегда находилось несколько десятков первоклассных исполнителей, которые как-то с ним сотрудничали и иногда были должны отработать своими выступлениями записи на студии. Ни один большой фестиваль в середине 90-х в Челябинске не обходился без значка «ОST Records». Апофеозом концертной деятельности продюсерского центра Олега стала организация тура в поддержку Бориса Ельцина «Голосуй, или проиграешь» в 1996 году.

Логотип компании Олега Стерхова работы Мити Анипчука
Логотип компании Олега Стерхова работы Мити Анипчука

– Меньше чем за месяц мы провели тогда около 40 концертов по всей горнозаводской зоне и по югу Челябинской области, – вспоминает Олег Стерхов. – Убеждая народ голосовать за Ельцина, катали по городам и весям «Ариэль», Валерия Каримова, Андрея Симонова, Сашу Самсоненко и многих других. Мне начальник ельцинского предвыборного штаба и будущий вице-премьер российского правительства Виктор Христенко выдал мандат и посоветовал пинком открывать дверь в администрацию любого южноуральского города с пожеланиями предоставить артистам лучшую площадку и нагнать народ на их выступление. Хотя и нагонять-то никого не надо было, в «Голосуй, или проиграешь» принимали участие самые актуальные звезды южноуральской эстрады и зрителей всегда собиралось море. Борис Ельцин победил в итоге. Сегодня у меня произошла определенная переоценка того, что мы сделали этими музыкально-политическими турами по Челябинской области, какой вклад внесли... Больше в подобной предвыборной агитации я принципиально не участвую.

Записанный на OST Records хит челябинской группы In Cash

Студия OST Records тем временем переехала в общежитие института культуры, где были записаны группы In Cash (альбом «Помолчим»), «Ариэль» («Beatles in the Russians»), Ольга Сергеева, Гарри Ананасов. Каким образом последний артист подбил Олега Стерхова на последующую вскоре авантюру – тайна покрытая мраком. Тем не менее на пару с Ананасовым хозяин OST Records впрягается в проект по созданию в Челябинске музыкального клуба «Сизая Черепаха». Стремясь зачем-то обуржуазить исключительно андеграундную точку, Стерхов вкладывает в развитие расположившейся в ДК Строителей («Центральный клуб») «Черепахи» солидные финансы, ставит там дорогостоящие свет и звук, приглашает на открытие развлекать зрителей (в основном безденежную челябинскую панк– и трэш-тусовку) топовых и крайне неуместных в инди-клубе «ариэлевцев» и Валерия Каримова. И через какое-то время, с потерей денег и нервов, из проекта «Сизой Черепахи» выходит.

– Это было какое-то мгновенное помутнение рассудка! – восклицает Олег Стерхов. – От этой авантюры меня отговаривали буквально все. Я не знаю, зачем туда полез! Головокружение от успехов...

Олег Стерхов с Гарри Ананасовым (чувак в очках по центру фото) в Лондоне
Олег Стерхов с Гарри Ананасовым (чувак в очках по центру фото) в Лондоне

Начавшаяся с «черепаховского» провала череда неудач для OST Records, увы, продолжилась. Из «кульковской» общаги Стерхов переехал в ДК Колющенко, на какое-то время сойдясь со старинным партнером по студенческому ансамблю «АРТ» Алексеем Баклушиным. Но сотрудничества не получилось. Опять следует переезд, на этот раз в здание бывшего кинотеатра «Искра». И вновь с непонятным маниакальным упорством Стерхов пытается открыть свой музыкальный клуб, так и называвшийся – «Искра». Отличный аппарат собирал на концерты самые крутые металлические группы Челябинска, но, увы, они совершенно не привлекали вменяемую (имеющую деньги) публику. Студию пришлось заложить – ее выкупил челябинский предприниматель Александр Беспутин.

ОТХОД НА NORD

Еще в течение пары лет и после очередного переезда Олег Стерхов записывал и продюсировал местных артистов. А в 1999 году он завершает свою блестящую карьеру в шоу-бизнесе и переходит на работу в Челябинский академический театр драмы.

– Не просто так уходил, под перспективу сделать при театре нормальную студию, – рассказывает Олег Стерхов. – Присмотрел возле драмтеатра, прямо у крыльца центрального входа, небольшое отдельное помещение, где по проекту должны были находиться еще одни кассы. Там и коммуникации подведены, и электричество. Не получилось, помещение осталось заброшенным. Ничего, зато теперь у меня лучший среди театров России радиоцех и интересная работа в творческом коллективе. Всему свое время. Что делать, в нашей стране так: если у тебя нет лишних двух-трех миллионов долларов на ведение бизнеса, ищешь государственную службу. Я не жалею.

Грамота почётного гостя Арканзаса, выданная Олегу Стерхову губернатором штата Биллом Клинтоном (см. подпись), будущим президентом США. Челябинец гастролировал в Штатах в составе ансамбля "Ариэль"
Грамота почётного гостя Арканзаса, выданная Олегу Стерхову губернатором штата Биллом Клинтоном (см. подпись), будущим президентом США. Челябинец гастролировал в Штатах в составе ансамбля "Ариэль"