Там, где различные этнические группы живут вместе, города растут медленно.
К такому выводу пришли исследователь из Базельского университета и его коллеги, основываясь на мировых данных, которые показывают, как разнообразие языковых групп в 1975 году повлияло на рост городов 40 лет спустя.
Развитие городов давно находится в центре внимания ученых-экономистов: города играют очень важную роль в экономическом развитии региона.
И несмотря на то, что многие крупнейшие города мира становятся полиязычными в связи с большим количеством проживающих там этнических групп, до сих фактору влияния этнолингвистического разнообразия на города не уделялось внимания.
Исследования в области конфликтологии показали, что риск возникновения конфликтов возрастает, когда различные этнические группы живут в непосредственной близости друг от друга. Однако это вопрос ранее не рассматривался в контексте влияния этого фактора на развитие городов.
Недавно профессор Курт Шмидхейни из Базельского университета представил результаты первого исследования об этой связи.
Исследование было проведено в сотрудничестве с коллегами из Лозаннского университета и Лондонской школы экономики.
В исследовании профессор и его коллеги установили степень этнолингвистического разнообразия 3540 провинций в 170 странах мира по состоянию на 1975 год.
Затем они собрали данные о населении за 2015 год для того, чтобы определить города по всему миру, как смежные районы расселения и присвоить им демографические показатели.
Сопоставление этих двух наборов данных показало, что более разнообразные по этническому составу провинции имеют более низкую долю населения в городах.
Для чистоты исследования, ученые также изучили другие факторы, такие как плотность населения и рельеф местности, которые тоже могли повлиять на степень урбанизации.
И пришли к выводу:
"Мы можем с большей уверенностью предположить, что этнолингвистическое разнообразие повлияло на рост городов, а не наоборот” .
Согласно моделям теории игр, конфликты между различными этнолингвистическими группами тем более затратны, чем теснее эти группы сосуществуют друг с другом.
"Поэтому существуют стимулы для того, чтобы члены этих групп оставались в сельских районах. Наш анализ подтверждает это эмпирически впервые". Шмидгейни.
Однако Шмидгейни подчеркивает, что противодействие этническому смешению в целях содействия росту городов и, следовательно, экономическому развитию было бы неверным выводом с точки зрения политики.
Он говорит, что:
"Разнообразие является ключевым фактором инноваций в городах, в которых различные этнические группы мирно живут и работают бок о бок друг с другом.”
Эмпирический анализ показал, что влияние этнолингвистического разнообразия менее пагубно в зрелых демократиях (и строгих автократиях), чем в хрупких демократиях.
"Этот эффект менее выражен в системах, где различные этнические группы имеют устоявшиеся способы разрешения своих конфликтов, и в тех системах, где конфликты подавляются”. Шмидгейни.
Иначе говоря, особенно уязвимы хрупкие демократии.
Для стран же с хорошо функционирующей демократией, эффект разнообразия является дополнительным стимулом для развития инноваций.