Найти тему

Книга "Клад Мельникова-Печерского" Глава 4. Карта старообрядческих сокровищ.

Глава 4. Карта старообрядческих сокровищ.

Меня все сильнее засасывало в пучину версий и толкований разных исторических событий. Но мне было мало, и свой творческий потенциал я направила ещё и на историю в её прикладном варианте.

Вот как это произошло.

Я редко смотрю телевизор, ещё реже ролики в интернете. Как-то на кухне, когда Леня что-то колдовал над плитой, я зашла и увидела, что он смотрит ролик, в котором какие-то ребята с диким криком «Клад!!!» и странными приборами в руках достают из земли крынку и высыпают из неё золотые монеты.

-Постановка,- резюмировал Леня.

-А что если нет, - произнесла я и отмотала видео в самое начало.

-Смотри крынка то отмытая, как будто только что из магазина, если бы он её из земли выкопал, она бы не была такая чистая, - не унимался Леня.

-А что это у них в руках? Что за прибор? – не слушая Ленькиных скептических замечаний, спросила я.

-Металлоискатель видимо, он его «теркой» почему-то называет…- сказал мне Леня и сам не понял того, как в этот самый момент начал новую эпоху нашей жизни.

Спустя месяц, мы пересмотрели все видео на просторах интернета, узнали, что «терка» - это металлоискатель Х-Terra, что поиск сокровищ это дело непростое, требующее времени и денежных вложений на покупку различного снаряжения, в том числе и «мд» - металлоискателя.

У копателей вообще все не как у обычных людей, у них даже жаргон свой имеется, например, копатели сами себя и своих коллег называют «камрад»,

находки за вечер «хабар»,

а плохие находки «шмурдяк»,

монетки – «монетосы»,

выезд в поле – «коп»,

состояние монеты – «сохран»,

если монета плохо сохранилась, говорят, что она «устала» или «убита»,

остатки конской упряжи называется «конина»,

если найдено какое-то ювелирное изделие, говорят, что это «украшалка»,

если выкопал пробку, значит, нашел «алкодирхем».

«Закладуха» - закладная монета, которая по старинному обычаю клалась под красный угол, туда, где последний венец бревен, либо в самый фундамент, либо под порог.

Дед Хабар
Дед Хабар

«Дед Хабар» или «земляной Дед» - это такой дедушка, который похож на лесовичка, однако, у него несколько иной функционал. Он помогает найти клад или ценные монетки, а иногда подкидывает под катушку металлоискателя один «шмурдяк», поэтому «камрады» стараются задобрить его кусочком хлеба или «ходячкой» - современной монеткой, которая находится в обращении.

Поначалу при просмотре роликов мы с Леней мало понимали, о чем говорят копатели, но уже через месяц изучения данной темы я могла спокойно изъясняться на чисто камрадском языке. Как-то «на копе» один наш знакомый, ещё новичок в данном деле, услышал, как мы с мужем обсуждаем находки и сказал, что ещё пару раз съездит с нами и наверно тоже «заботает по фене».

Однако, это не феня, но принцип тот же, такой язык необходим, чтобы чужие уши не могли понять, о чем идет речь. Бывает, что находки очень ценные и тогда, знать окружающим о том, что ты нашел на картофельном поле монетку на сумму, в два раза превышающую стоимость твоего металлоискателя, совершенно ни к чему.

Фрагмент карты Менде
Фрагмент карты Менде

Как говорят копатели: «знание легенды - 50 процентов успеха».

Легенда – это история данной местности. Самое главное найти источник этой истории. Многие карты, по типу карты середины 19 века Александра Ивановича Менде уже давно излажены и перекопаны вдоль и поперек. Поэтому сейчас в тренде редкие карты и книги, повествующие об истории нашей области.

Больше всяких легенд о кладах меня интересовала история старообрядчества.

Старообрядческий нательный крестик-лепесток.
Старообрядческий нательный крестик-лепесток.

Я, как историк, знала, что Нижний Новгород – один из центров старообрядчества. Православная вера раскололась в 17 веке и по сей день находится в таком состоянии..Во г

-4

Во главе раскола стояли два наших земляка, уроженцы Нижегородской губернии - протопоп Аввакум и патриарх Никон.

Раскольники веками были гонимы, они прятались по лесам, в Нижегородской губернии в основном в Семеновском и Городецком уездах. Но скиты, судя по форумам, давно были «выбиты», то есть, раскопаны, ямы там на каждом шагу, как после бомбежки.

«Не может же быть, что все скиты обнаружены и легкодоступны» - крутилась недоверчивая мысль, заставляя меня до поздней ночи копаться на сайтах онлайн библиотек и просторах интернета.

Вдруг моему взору предстала книга моего давнего знакомого, ещё с экскурсии по Некрополю, писателя-этнографа - Мельникова-Печерского .

-5

Мельников-Печерский родился в Нижнем Новгороде и часто жил в Семеновском уезде в деревне - это было имение матери. Жители деревни были раскольниками, поэтому их быт, нравы и обычаи были Павлу Ивановичу знакомы с детства. Эти знания пригодились Павлу Ивановичу, когда его назначили чиновником особых поручений по искоренению раскола.

Про него ходили страшные легенды, что он продал душу дьяволу, летает верхом на змие и видит сквозь стены... Также описан его суровый нрав и радикальный настрой по отношению к раскольникам.

Все его изыскания вылились в крайне подробный, в какой-то степени даже дотошный "Отчет о современномъ состоянии раскола" на составление которого ушло целых 10 лет.

Читаю оглавление книги:

Отчет о количестве раскольниковъ...
Размещение раскольников по губернии относительно толковъ...
Храктеръ размещения раскольниковъ...
Расколъ в отношении к дорогамъ...
Карта скитовъ.

При слове карта меня как кипятком ошпарило, я молниеносно написала на электронную почту человеку, продававшему книгу, и на следующий же день книга уже была у меня в руках.

Я благоговейно открыла её и приступила к чтению. Книга написана сложным языком, в ней описано много подробностей и тонкостей из жизни раскольников, интересно то, что они не признавали новшеств не только в вере, но и в быту, они говорили так:

«Кто кофий пьет, того гром убьет, а кто пьет чай, тот спасения не чай», «Кто табак курит, тот из себя Святого духа турит».

Картофель они называли «дьявольским яблоком», а табак считали растением, выросшим из тела распутной женщины.

-6

У раскольников практически не было пьяниц, они не признавали также театров и увеселений. Максим Горький в очерке о самом влиятельном старообрядце нашего города 19 века «Бугров» пишет, как купец привез однажды в скит первое музыкальное устройство, в котором воспроизводился голос поющего человека. Как только музыка заиграла, и голос запел, старообрядцы повскакивали с мест и выбежали из избы, а старейшины приказали избу сжечь, якобы из этой коробки доносится голос проклятого человека, продавшего душу дьяволу.

Зато старообрядцы были людьми экономными, трудолюбивыми и зажиточными. Зачастую, община помогала им, давая небольшой капитал для старта, но чаще бывало так, что старообрядцы нанимались на самую тяжелую работу – грузчиками, бурлаками, экономили, а потом становились миллионерами, таков был Николай Александрович Бугров.

-7

Бугров неоднократно бывал на царских приемах в столице, и даже присутствовал на бракосочетании последнего царя Российской Империи - Николая II.

Сам Максим Горький засвидетельствовал, однажды, как Бугров называл министра финансов Российской Империи Сергея Юльевича Витте - Серёжа и дружески похлапывал его по животу.

Согласитесь, так мог не каждый…

Я листала книгу медленно, карта была указана на 15 странице, поэтому я внимательно вчитывалась в строчки, буква «ять» странным образом примелькалась и перестала мне мешать, но когда открыла заветную страницу, то меня ждал неприятный сюрприз, карты на 15 странице не было.

Я набрала номер мужчины, продавшего мне книгу:

-Добрый вечер, вы мне вчера книгу продали..

-Вы – Мила?

-Да, где же карта? Я только ради неё и покупала эту книгу…

-Эм…Вы знаете.. карта была утеряна еще в 19 веке..

-Ой, простите..Я не знала..До свидания…

Неудобно получилось. Я спешно положила трубку и поняла, что деньги выброшены на ветер, обреченно бросила раскрытую книгу на стол, переплет книги был новый, твердый и она сама перелистнулась на какую-то страницу. Мой разочарованный вздох прервал случайно прочитанный мною заголовок на раскрывшейся странице: «Перечень скитов и дорога к ним».

Я наклонилась над книгой и увидела список скитов, около каждого была подробная инструкция, как до него добраться и какие ориентиры есть для обнаружения скита, затем я сравнила названия скитов с теми, что уже описаны в интернете.

Получилось, что об одном ските упоминание в интернете отсутствует, также Мельниковым-Печерским было указано, что скит в 1853 году не был уничтожен, он находится в «40 верстахъ от Семенова», у наставника скита есть тайная моленная. Всего здесь живут около 10 человек. Скит находится прямо на самом краю глубокого оврага, по дну которого протекает небольшая речушка.

Я немедленно нашла приблизительное место расположения скита, позвонила Лёне, и мы условились завтра же отправиться за старообрядческими сокровищами, сокрытыми в тайной моленной.

Глава 5. Странная находка.

Хобби
3,2 млн интересуются