Найти тему
1 день - 1 экспонат

Иконостас Арзамаса-16

Арт-проект в области современного искусства «Ниже Нижнего» не только разрушает стереотипы с помощью остроумных музейных мистификаций, но и заставляет задуматься о духовных истоках. Одна из самых заметных работ в проекте – Инсталляция «Третья идея» Евгения Стрелкова. Она балансирует на стыке искусства и истории науки. Проект посвящен созданию атомной бомбы в городе Арзамас-16 (ныне Саров) во второй половине 1940-х годов.

Этот арт-объект связан с некогда засекреченным городом Арзамас-16. На его территории находилось закрытый научный полигон КБ-11, где велась разработка атомной бомбы. Исследовательский центр располагался в Саровском монастыре. Во время одного из испытаний был поврежден Успенский собор, который решили не восстанавливать, а просто разобрать. Иконостас, перегородка в храме, которая всегда воспринималась верующими как граница между мирами, бесследно исчез.

Арзамас-16, ныне город Саров. Фото: histrf.ru
Арзамас-16, ныне город Саров. Фото: histrf.ru

Эта история натолкнула художника на мысль, что, изобретая всё новые и новые методы изучения тайн природы, мы проникаем за пределы нашего мира и сами становимся другими. Приобретая научные знания, мы, возможно, утрачиваем что-то не мене значимое и преграды начинают истончаться. Именно поэтому на иконостасе, созданном Евгением Стрелковым, лики святых напоминают рентгеновские снимки. Создавая этот полупрозрачный иконостас, художник задавался вопросом: «А не исчезнет ли и вовсе эта грань?»

Работа Евгения Стрелкова поднимает сложные и многослойные вопросы, и предлагает зрителю поразмышлять о тайных смыслах сквозь тончайшие границы необычного иконостаса – результата осмысления атомной бомбы.

-3