Найти тему
Сутяжник

О поправках к Конституции. Часть 8 (Президент и обнуление)

Итак, вот мы и добрались до главного, ради чего всё затевалось: Президент и его обнуление. Рассмотрим, что готовят нам поправки на этот счёт.

Прежде чем приступить к тому, из-за чего весь этот сыр-бор с голосованием разгорелся, коротко покажу изменения в статью 80, а точнее, её пункт 2:

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти государственной власти.

Как видно, изменения скорее косметические, и комментировать здесь нечего, поэтому переходим к ст. 81. Текст её я приведу целиком, но комментарии будут по каждому пункту.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

А здесь ничего и не поменялось, собственно. Пункт приведён для последовательности, идём дальше.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации

Что ж, хорошее положение, правильное, аналогичное тому, что предусмотрено для глав субъектов и госорганов, о чём на нашем канале мы уже комментировали. Незачем Президенту чужое гражданство иметь - с этим не поспоришь.

Обратите, кстати, внимание, что отдельно оговаривается исключение: иностранное гражданство можно иметь ранее, если впоследствии соответствующая территория входит в состав РФ. Поскольку никто в п. 1 комментируемой статьи не верит (о том, что Президента избирает народ, ха), это может означать, что ВВП ищет преемника из числа крымчан. Впрочем, это политика, а мы здесь всё же о праве.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Бытует мнение, что российская Конституция в части президентских полномочий скопирована с американской, но вот слово "подряд" добавили от себя. Вот теперь исправляются - и эта правка достойна уважения, если бы не следующий, новый пункт 3 со значком 1:

3(1). Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.

Переводим на русский язык: на момент вступления в силу поправок у вас есть некий Президент (угадайте, кто), и его эти ограничения не касаются.

Как и было указано в предисловии, это то самое, ради чего всё голосование и затевалось. Было бы более честным со стороны власти дать проголосовать за соответствующие изменения отдельно, проставив дополнительные опции в бюллетенях для голосования: за/против прочих поправок и за/против "обнулительной поправки" - но, как говорится, в России живём, сами понимаете.

Очень любопытна по этому поводу позиция Конституционного суда, который вертелся как уж на сковородке, пытаясь и сказать, что народ сам может выбрать; и что в ранее изданном Определении этого же суда был подчёркнут предельный срок в два года - но это, мол, было всё до поправок, а сейчас другое; и даже что такой подход якобы позволит на переходный период "гарантировать реализацию конституционно-правовых характеристик государства как демократического, правового, имеющего республиканскую форму правления" - в общем, занимался чем угодно, кроме своих прямых обязанностей.

Самое главное, на что закрыл глаза КС, но что тем не менее понятно любому здравомыслящему человеку - утрата за счёт "поправки Терешковой" одного из важнейших свойств нормативно-правового акта - собственно нормативность. Нормативность - это свойство нормы, правила поведения, рассчитанное на неопределённый круг лиц. Например, когда закон о тишине говорит, что после 23:00 запрещается шуметь даже в своей квартире всем. А вот когда некое действие уполномоченного органа касается лишь конкретного лица, такой акт называется ненормативным: например, постановление главы муниципального образования о выделении земельного участка в аренду будет именно таким актом.

Чем такое положение в итоге плохо? Тем, что Конституция - это закон. Основной закон государства. Закон является нормативным правовым актом по определению, а Основной закон на то и основной, что он не может быть "немножко ненормативным".

К сожалению, госпожа Терешкова (или те, кто её просили продвинуть поправку) не проявила сколь-нибудь существенных когнитивных способностей, и в результате мы имеем к голосованию вот такого правового ублюдка из поправок.

Завершим обзор четвёртой частью статьи, в которой ничего не меняется:

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Раз не меняется, то и комментировать нечего. Остаётся только сожалеть о крайне низком уровне подготовки правок и надеяться, что здравомыслящие люди их смысл оценят верным образом.

Источник фото: https://besedina.moscow/