В феврале 2018 года группа экспертов, созванная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), составила список болезней, которые опасны для людей и против которых пока не существует лекарств.
В числе прочих были уже хорошо известные лихорадка Эбола, атипичная пневмония, вирус Зика и Лихорадка Рифт-Валли. В список также включили “Болезнь X”.
“Болезнь X” — пока неизвестная болезнь из будущего, вызванная патогеном, ранее не встречавшимся у людей. Возникнет у животных в той части мира, где люди вторглись в среду обитания диких животных. Это должна быть более смертельная, чем сезонный грипп, болезнь, и очень заразная. Далее, “Болезнь X”, легко путешествуя от человека к человеку, в течение всего нескольких недель после своего “рождения”, уже будет на другом континенте. Это вызовет крупную пандемию в мире и приведет к экономическому и социальному краху.
“Болезнь X” случилась менее чем через два года, развиваясь по предсказанному сценарию: реакция мира на новую болезнь аналогична его реакции на атипичную пневмонию в 2002 году, а затем на птичий грипп h5n1 в 2005 году. То есть мир перешел в дорогостоящий режим паники, всеми силами пытаясь сдержать распространение болезни, в то время как ученые наперегонки пытаются разработать вакцину. Этот сценарий, мягко сказать, отличается от идеального.
Самое главное, что мир должен вынести — будущие зоонозные вспышки неизбежны. Важно разработать ряд превентивных мер, которые не приведут к сегодняшним последствиям.
Что же делать? По мнению Питера Дасзака — британского и американского зоолога, эксперта по экологии болезней, в частности по зоонозу, меры предосторожности должны складываются в трехслойную защиту.
Первый слой — это всемирные усилия по поиску и отслеживанию сотен тысяч пока еще невидимых патогенов, которые могут угрожать здоровью человека. Во-вторых, это мониторинг образцов крови и других показателей у людей, живущих в местах, где наиболее вероятно возникновение новых болезней. Третья — это согласованная программа по использованию всех собранных таким образом данных. Третий пункт необходим для разработки лекарств и вакцин широкого спектра.
Немного матчасти.
Всего известно 1400 возбудителей болезней, которыми может заразиться человек. Из них только пятая часть — вирусы. Однако и 2/3 всех новых болезней человека — вирусы. Поэтому основное внимание нужно уделить изучению именно вирусов.
Будучи простыми организмами, способными быстро размножаться, вирусы претерпевают гораздо более быструю эволюцию, чем другие виды патогенов. Отсюда их способность приспосабливаться к новым хозяевам.
Например, вирус обезьяньего иммунодефицита (ВИО) перешел от обезьян к шимпанзе и к гориллам, прежде чем один из штаммов шимпанзе попал в людей и стал ВИЧ-1, который впоследствии вызвал пандемию СПИДа.
Вирусы гриппа, которые проникли в человека, сначала поражали свиней или кур. А респираторное вирусное заболевание, вызываемое коронавирусом SARS-CoV, вызвавший вспышку атипичной пневмонии в 2002 году, начался у летучих мышей еще до того, как (как широко считается) мигрировал в циветт.
Вообще многие распространенные сегодня болезни перешли к человеку в момент одомашнивания диких животных, а распространение вируса среди людей закрепила высокая плотность населения.
Когда люди приручили диких животных и стали жить поселениями, вирусы стали активно перемещаться от одного биологического вида к другому.
Но не все вирусы пришли к нам от прирученных животных. Оспа, например, перешла от крыс.
С тех пор зоонозы не прекращаются. Из более чем 330 болезней, возникших между 1940 и 2004 годами, более 60% были зоонозными. Из них более 70% возникли в дикой природе.
Этот процесс, по-видимому, ускоряется. По мере роста человеческого населения заселяются ранее дикие районы. Это приводит людей к контакту с источниками инфекций, с которыми они в противном случае не столкнулись бы.
Современный же транспорт не оставляет шансов вирусу остаться локализованным, он легко передается от человека к человеку и заселяет все континенты.
Что делать?
За последние 10 лет, после вспышек зоонозов, были созданы проекты, которые отслеживают патогены, циркулирующие среди людей и животных.
Например, проект Vizions, уже существовал во Вьетнаме с 2011 по 2017 год, когда группы по отбору проб регулярно посещали фермы, рынки и скотобойни по всей стране и брали образцы крови у людей, живущих и работающих там. Они также брали пробы крови и фекалий у свиней, кур, кошек, собак, летучих мышей, циветт и крыс. Важной целью этого проекта было создание местного потенциала для каталогизации разнообразия вирусов, которые в будущем могут стать угрозой здоровью человека и животных.
Еще в течение последних 10 лет существует масштабный проект P r e d i c t. В течение ученые, работающие в 30 странах, собрали около 170 000 образцов от людей и диких животных, в основном нечеловеческих приматов, летучих мышей и грызунов. В ходе этого процесса они обнаружили 1200 новых вирусов, принадлежащих к семействам, которые способны заражать людей и вызывать эпидемии. Среди них более 160 — потенциально зоонозные коронавирусы.
Это, однако, только верхушка айсберга. Основываясь на имеющихся данных, можно сделать вывод, что все млекопитающие и птицы мира являются хозяевами от 700 000 до 2,6 млн пока неизвестных видов из семейств вирусов, которые потенциально могут вызывать зоонозные заболевания у людей.
В 2018 году был задуман Глобальный проект “Виром” как десятилетняя попытка прочесать весь мир в поисках миллионов неизвестных вирусов, а затем прочитать все их геномы. Стоимость, по подсчетам, составит $4 млрд.
Можно правда сосредоточиться только на:
- странах с самым высоким риском;
- группах людей, наиболее уязвимых к вспышкам;
- видах, особенно млекопитающих и водоплавающих птиц, которые, скорее всего, будут переносчиками вирусов.
Сокращенная версия может получить 70% данных за $1 млрд. Но это все равно в пять раз превышает стоимость любого подобного проекта на сегодняшний день. Инвесторов пока не нашлось.
В свете covid-19 очевидно, что пришло время создавать глобальную иммунологическую обсерваторию и работать сообща.
Неслучайно многие страны, которые наиболее эффективно отреагировали на ковид-19, — это те, которым 18 лет назад был нанесен самый тяжелый удар атипичной пневмонией. Это Канада, Гонконг, Сингапур и Тайвань.
Люди действительно учатся на собственном опыте и ошибках. И теперь мир пережил пандемию, которая затронула почти всех. Неважно, сильно пострадала страна или нет, хочется надеяться, что выводы сделают все.