В 1976 году 5 А класс впервые участвовал в сборе металлолома. Раньше начальное образование было четырехлетним. Ученики младших классов собирали только макулатуру, а с пятого класса уже и металлолом.
Сбор металлолома проходил на школьном дворе. Каждому классу отводилось место для сбора кучи металлолома. Кто больше соберет, соревновались классами, но по возрасту: 5-6 классы, 7-8 классы, 9-10.
В этот раз соревновались в сборе металлолома 5-6 классы. Вели учёт и следили за порядком две старшеклассницы -комсомолки. Принесенный металлолом не взешивали, из-за отсутствия весов, а оценивали на глазок: чайник - 2 кг, труба - 5 кг, и записывали в тетрадочку каждому классу отдельно.
В тот день после сбора на школьном дворе, все пятиклассники разбежались группами на "разведку", а пара девочек осталась для связи и охраны будущей кучи металлолома.
Мальчики, в основном, добывали металлолом на стройке и в "развалинах". В микрорайоне, где находилась школа, велась интенсивная застройка. Одноэтажные деревянные дома сносились, и на их месте возводились панельные давятиэтажки.
На стройке, пользуясь отсутствием сторожа, можно было добыть радиаторы отопления, бочки, проволоку, трубы, гвозди, все это валялось на стройплощадке. Но действовать надо было быстро и осторожно.
В домах, под снос, уже освобожденных хозяевами, и в уже снесенных домах "развалинах" можно было найти много железного "добра" - ржавые листы, трубы, которые надо было вытащить из земли, дырявые ведра, петли, замки.
Кстати, много железа валялось просто на дороге. Дороги были проселочные, не асфальтированные, и по обочинам были намертво вмурованы рессоры от машин, обрезки труб, проволока, гвозди. Если постараться, то можно было эти железки выковырять из засохшей грязи. На дорогах еще можно было найти россыпи металлических пластин из трансформаторов в виде буквы "Ш", их тоже собирали.
Девочки, в основном, ходили по дворам, и спрашивали металлолом. Так, как, привычных нам мусорок, в районе не было, все отходы должны были утилизироваться самостоятельно хозяевами, они охотно отдавали пионерам прохудившиеся металлические тазы, ванночки, посуду. Как раз тогда наступила мода на красивую и практичную пластмассовую утварь.
Пятиклассники возвращались на школьный двор с "добычей", куча металлолома постепенно росла, ребята из 5 Б и шестиклашки тоже старались.
Но кульминацией это дня стало явление толпы мальчишек, человек 12-15, которые, облепив со всех сторон, как муравьи, медленно волокли ржавый остов легкового автомобиля. Где они его взяли? Остается загадкой. Но этот автомобиль сразу принес первое место 5 А классу в школьном сборе металлолома, и головную боль директору школы, когда взрослые грузчики не смогли поднять и затолкать его в кузов грузовой машины, пришедшей за металлоломом. Так и стоял он некоторое время на школьном дворе, пока директор не придумал, где найти технику, что бы его вывезти.
А ребята из 5 А получили опыт командной работы и первый заслуженный триумф.
История реальная. Город Уфа, школа 29, 5 А класс.