За годы преподавательской работы у меня была масса учеников и сотни разговоров с их родителями. И всем я всегда говорила одно. В этом мире нет бездарных детей. В каждом маленьком организме природой заложена склонность к чему-то. Нужно найти этот талант, раскрыть его и совершенствовать через обучение. И только в этом случае мы получим специалиста, который будет доволен своей работой и приносить пользу обществу. Нельзя при выборе траектории дополнительного образования ребенка опираться на родительские амбиции, неосуществленные мечты и планы. Ребенок - это не копия мамы и папы, которая сотрет ластиком ошибки жизни предков и напишет новый сценарий. На выбор направленности дополнительного образования (секции, кружки) может влиять только личность ребенка, его склонности, таланты и желания. И вроде эти постулаты всем хорошо известны, но в моей практике встречались случаи, когда дети ломались под родительским гнетом. Все истории разные. У каждой свое развитие и свой итог. Объединяет их одно - раздутые родительские амбиции.
Бедная Лиза
В самом начале моей работы в языковом центре была у меня ученица - красивая девочка Лиза. Было ей 16. На занятия она ходила, потому что папа так хотел. Именно он ее привел к нам и жестко контролировал процесс обучение. Лиза же мечтала рисовать и просила у папы отдать ее в художественную школу, на что получила строгий отказ. Стоит сказать, что занималась Лиза старательно, но без огонька. На занятиях была постоянно уставшая. Причина оказалась проста - многочасовые тренировки по гимнастике. И да, на них настояла мама. По ее мнению девочка должна обладать хорошей осанкой и пластикой. Все это давала гимнастика. Лиза смирилась со всеми требованиями. После школы она каждый день шла на гимнастику, а два раза в неделю посещала мои занятия. Но однажды она не пришла. После звонка родителям, выяснилось, что девочка ушла из дома. Вот так просто собрала вещи и сбежала от родительских «должна» и «надо». Через неделю родители позвонили и сообщили, что Лизу вернули домой, но обучение они прекращают. Даже представить страшно, что пережили родители за эту неделю отсутствия дочки дома. Итогом стала расшатанная нервная система и испорченные детско-родительские взаимоотношения.
Все и сразу
Героем второй истории будет пятилетний мальчик по имени Семен. Его ко мне в кабинет за ручку привела бабушка. Как позже выяснилось, таким же образом она направила своего внука на занятия теннисом, каратэ, плаванием, ментальной арифметикой и скорочтением. Она каждый раз говорила, что дети - это сосуды, которые рождаются пустыми, а долгом родителя является его наполнение. Наполняла Семена она каждый день без каких-либо исключений и без права на прогулку и игры, которые так нужны в столь юном возрасте. Один раз он пришел ко мне с температурой и был отправлен домой. Бабушке я посоветовала взять больничный и обещала перерасчет оплаты. Они покинули центр со словами, что никакого больничного не будет. Сегодня, мол, отлежится, а завтра снова в бой. Но завтра Семен на занятия не пришел. Не пришел он и через неделю. Из бабушкиного звонка я поняла, что мальчик попал в больницу с пневмонией. Болезнь протекала сложно и длительно. Занятия мы так и не продолжили. Бабушка через месяц лично расторгла договор. Она же и рассказала, что Семен по настоянию врачей теперь посещает психолога, а ее от воспитания ребенка родители отлучили. В этой истории ребенок поплатился здоровьем за желание бабушки наполнить сосуд всем и сразу.
Биолог по принуждению
Третьим запоминающимся случаем стала девочка Ксюша. Она как раз пришла на занятия сама и горела желанием учить английский. Девчонка жадно хватала материал и хотела узнавать новое. Заниматься с ней было просто удовольствием. Такая самоотдача у подростков встречается очень редко. Но однажды занятия резко прекратились. Причиной стала мама. Она была уверена, что английским языком много не заработать, и категорически запретила Ксюше поступать на факультет иностранных языков, о чем та просто мечтала. Под гнетом матери Ксюша сдалась и поступила на химико-биологический факультет. Потом я пару раз встречала Ксюшу на улицах нашего города. Та была уставшей и грустной. Без особого интереса рассказывала, что учится хорошо и вовремя сдает все экзамены, и что мама хочет, чтобы Ксюша работала биологом в лаборатории. Как итог - неправильно выбранная профессия и работа, которая не будет приносить удовольствия.
Это всего лишь три истории. А их было гораздо больше. Не повторяйте этих ошибок. Не ломайте судьбы детям. Развивать детей, конечно, нужно, но всему есть мера. Прежде чем отдать ребенка на дополнительные занятия, посмотрите на него внимательно, понаблюдайте за его поведением и интересами. Малыш танцует под все песни - отдаем его в хореографическую школу. Сын гоняет мяч с утра и до ночи - записываем его в футбольную секцию. Дочь рисует все свободное время - ищем художественную школу. И пусть Вам это увлечение непонятно и, возможно, даже неприятно. Главное, чтобы ребенок горел своим увлечение и сам бежал на занятия, а не под тяжестью родительского гнета.