Найти в Дзене
Little Manager's Diary

Как русский подарил свет Парижу, или истории российских инноваций. Часть 1

Я довольно долго сегодня думала, о чем с вами поговорить. И поняла, что самое время обсудить то, что уже долгое время меня волнует. Несколько лет назад я видела целью моей жизни помогать наукоемким проектам искать себя на рынке. Мне нравилась сама идея - соединять два мира - чистой науки и разработок с реальным сектором. Я столкнулась с тем, что для того, чтобы воплотить мою идею в жизнь мне нужно либо искать большой капитал, либо работать с нашим государством. Для первого я была слишком ленива, а для второго слишком недоверчива (наша страна работала над созданием такого имиджа столетиями). Былое величие Довольно давно я прочитала очень интересную книгу, которую готова советовать всем - "Сможет ли Россия конкурировать" Лорена Грэхэма. Я бы сказала, что это своеобразный триллер и страшный сон для любого инноватора. В ней приводилось несколько страшных примеров того, как государство с регулярной периодичностью "помогает" творцам своим чутким регулированием. Вот одна из таких историй, к
Оглавление

Я довольно долго сегодня думала, о чем с вами поговорить. И поняла, что самое время обсудить то, что уже долгое время меня волнует.

Несколько лет назад я видела целью моей жизни помогать наукоемким проектам искать себя на рынке. Мне нравилась сама идея - соединять два мира - чистой науки и разработок с реальным сектором. Я столкнулась с тем, что для того, чтобы воплотить мою идею в жизнь мне нужно либо искать большой капитал, либо работать с нашим государством. Для первого я была слишком ленива, а для второго слишком недоверчива (наша страна работала над созданием такого имиджа столетиями).

Былое величие

Довольно давно я прочитала очень интересную книгу, которую готова советовать всем - "Сможет ли Россия конкурировать" Лорена Грэхэма. Я бы сказала, что это своеобразный триллер и страшный сон для любого инноватора. В ней приводилось несколько страшных примеров того, как государство с регулярной периодичностью "помогает" творцам своим чутким регулированием. Вот одна из таких историй, которая меня впечатлила.

Photo by Yannis Papanastasopoulos on Unsplash
Photo by Yannis Papanastasopoulos on Unsplash

Лампы для всего - от улиц Парижа до Русского флота

Знаете ли вы, что наш с вами соотечественник первым осветил (электрифицировал) улицы Парижа и Лондона? Звали его Павел Яблочников. Он жил примерно в одно время с Эдисоном и Маркони. Но в отличие от своих современников, не снискал чести первого упоминания в размышлениях о лампах накаливания. Тем не менее, он был потрясающим изобретателем. Его технология отличалась от того, что делал тот же Эдисон. Яблочников в большей степени специализировался на промышленных лампах. Отсюда и получение крупных заказов от ведущих мировых столиц.

Павел, хоть и был потрясающим изобретателем, но, к несчастью, был плохим предпринимателем и любил свою родину. "К несчастью", потому что на одной из европейских выставок его нашла делегация брата Александра II, которая заманила его обратно в Российскую империю. Ему пообещали крупный контракт по электрификации русского флота.

Back to real life

Но того, что происходило дальше, не ожидал никто. По сути, принимая решение о возвращении в Санкт-Петербург, Яблочников потерял крупные контракты в Европе, и был вынужден отдать довольно крупную сумму за выкуп прав на свои же изобретения. На Родине поначалу его встречали как героя, а флот действительно закупил промышленные лампы для своих судов. Только вот рынок в России не был готов к сверх-конкурентному за рубежом продукту. Российским отелям и городам это все просто было не нужно.

Чуть позже наш изобретатель вернется в Европу, подарившую ему известность и возможности для развития. Только вот оно отличие конкурентного рынка от неконкурентного: за несколько лет попыток пристроить свой продукт на в Российской империи в Европе он успел устареть, что и привело к поражению в борьбе за покупателя. До конца жизни Павлу так и не удалось повторить свой успех. Вишенкой на торте этой истории может только стать тот факт, что заказ по электрификации Санкт-Петербурга отдали Siemens & Halske спустя много лет после описанных событий. Хотя, казалось бы, вот он - современное отечественное решение, да еще и на одной волне с зарубежными проектами.

Подозрительные связи с миром сегодняшним

Почему так получилось? Он же был талантливым и умным человеком! Как он мог не увидеть, что его ждет провал на родной земле?

На самом деле, мы все над этим практически не задумываемся при принятии решения творить в России. Мы все ждем, что мы то точно что-то сможем изменить. По сути, то же произошло с господином Яблочниковым. Он был очень свободолюбивым человеком. Общался с революционерами и хотел быть политически независимым от государства. Этого и боялось царское правительство, поэтому на большое количество государственных заказов рассчитывать не приходилось - ему бы их не отдали, дабы не работать над имиджем изобретателя, который потенциально может вселить в умы людей "что-то не то".

Да и бизнес в нашей стране ближе к концу 19 века не был заинтересован в инновациях (в 21 веке я до сих пор лично сталкиваюсь с таким подходом крупных российских компаний). Мне сложно представить, как должно было это сводить с ума любого предпринимателя того времени, который пытался предлагать что-то кардинально отличающееся от существующих инструментов и как это сводит с ума предпринимателей сегодняшних. Но все же, Битва за инновации must go on.

С наилучшими пожеланиями,
Ваш "маленький" менеджер.