Найти тему

Третья мировая война? Вот что произошло бы, если бы Северная Корея победила в 1950 году

Предотвращение победы коммунистов в Корее могло бы стать тем фактором, который остановил третью мировую войну.

Ключевой момент: мы не знаем точно, что бы произошло, но это усилило бы американские опасения по поводу коммунистического переворота.

Была бы Холодная война более горячей? Неужели пятьдесят тысяч американских солдат погибли бы? Будут ли сегодняшние американцы беспокоиться, что северокорейское ядерное оружие упадет им на голову?

Проблема с контрфактической историей заключается в том, что часто спекулировать бессмысленно или спекуляция безумна. Но победа Северной Кореи была более чем вероятной. Армия Ким Ир Сена была мучительно близка к победе в августе 1950 года, когда ее танки, поставляемые советскими войсками, разгромили превосходящие по вооружению и деморализованные южнокорейские войска. Большая часть юга была захвачена, прежде чем поспешно развернутые американские войска и южнокорейские остатки едва удержались на плацдарме вокруг порта Пусан.

Затем в сентябре произошла высадка морской пехоты США в Инчхоне и контрнаступление ООН, в результате которого северокорейцы отступили на север через тридцать восьмую параллель. Но что, если морских пехотинцев никогда не посылали в Корею? Морские пехотинцы были там только потому, что советский посол в ООН бойкотировал Совет Безопасности по вопросу о том, что Тайвань имеет место в ООН вместо коммунистического Китая. Если бы он присутствовал, то мог бы наложить вето на первую в истории резолюцию ООН, санкционирующую применение силы.

Без мандата ООН администрация Трумэна могла бы отказаться от отправки войск в одностороннем порядке. В 1941 году американские войска начали крестовый поход против фашизма. В 1950 году они боролись с” полицейской акцией " против агрессии (как спросил Алан Алда в M * A * S * H: если Корея была полицейской акцией, то где были полицейские?).

На самом деле Соединенные Штаты не очень заботились о Южной Корее, пока коммунисты не вторглись в нее. В январе 1950 года госсекретарь Дин Ачесон исключил Южную Корею из речи, определяющей, какая территория была включена в Азиатский оборонительный периметр Америки. Трумэн и его советники также беспокоились, что вторжение в Северную Корею было всего лишь советской приманкой, чтобы отвлечь американские войска от защиты Западной Европы.

Таким образом, существовали многочисленные причины, по которым Соединенные Штаты могли бы не вмешиваться в дела Кореи, и конкретные причины, по которым Южная Корея была бы завоевана без этого вмешательства.

Тогда возникает вопрос о Китае. На самом деле было две корейские войны: первое северокорейское вторжение в августе 1950 года и коммунистическое китайское наступление, начавшееся в ноябре 1950 года. Китайские войска численностью в триста тысяч человек выбили войска США и ООН из Северной Кореи, отступили через тридцать восьмую параллель и захватили Сеул, прежде чем наступление прекратилось. Китайским армиям не хватало материально-технического обеспечения, чтобы захватить всю Южную Корею. Но в ту паническую зиму 1950-1951 годов не исключено, что Соединенные Штаты и ООН решили эвакуировать свои войска с полуострова.

В этом случае мы снова получим две Кореи, объединенные под единым коммунистическим правительством, базирующимся в Пхеньяне. Что бы это значило для корейского народа? Хорошо и плохо, по мнению ученого Андрея Ланькова. На юге начались бы массовые репрессии, но военная победа и отсутствие враждебной Южной Кореи на ее границе могли бы сделать режим чуть менее кровожадным.

Менее параноидальная Северная Корея также могла бы быть более открытой для экономических реформ в китайском стиле, считает Ланьков. И, возможно, Северная Корея чувствовала бы меньшую потребность в разработке ядерного оружия или МБР. Тем не менее, Корея была бы объединена под властью правителей, которые могли бы спокойно спать по ночам, в то время как их народ ел траву, чтобы выжить.

Вопрос о победе коммунистов в Корее неизбежно ведет к вопросу о победе коммунистов в холодной войне. Как бы жестоко это ни звучало для тех, кто погиб в горах, снегах и грязи, Корейская война никогда не была связана с Кореей. В расчет принималась не корейская безопасность, а безопасность Западной Европы, Японии и коммунистического Китая.

Поражение в Корее сосредоточило бы внимание американцев на Японии. Поскольку Трумэн уже подвергся нападкам американских консерваторов за то, что якобы проиграл Китай коммунистам, победа Северной Кореи вызвала бы опасения советского вторжения или подрывной деятельности Японии, что, в свою очередь, могло бы привести к более глубоким обязательствам США в области безопасности в Азии.

Конечно, победа Северной Кореи вызвала бы у американцев опасения по поводу того, что они считают глобальным коммунистическим заговором с целью поработить мир. Фактически Ким Ир Сен вторгся в Южную Корею с одобрения Сталина, а не по его приказу. Ободрил ли бы успех в Корее Сталина или Хрущева, Мы никогда не узнаем.

Мы также не можем знать, чувствовали ли бы Соединенные Штаты себя обязанными действовать более решительно во время таких кризисов, как Берлинский или Суэцкий. Будет ли сверхдержава, уязвленная в престиже и самоуважении потерей Кореи, с большей вероятностью нажать на курок в следующий раз?

Действительно, торжествующая Северная Корея могла бы побудить США принять раннюю версию теории домино. Одновременно с Корейской войной вспыхнуло коммунистическое восстание во Французском Индокитае. Пока французы боролись против Вьетминя, Соединенные Штаты, возможно, прислушались к призывам оказать воздушную поддержку (включая ядерное оружие) французским защитникам Дьенбьенфу. Или же Соединенные Штаты могли ввести войска раньше 1965 года, чтобы поддержать правительство Сайгона.

Корея была " не той войной, не в том месте, не в то время и не с тем врагом”, - заявил генерал Омар Брэдли в мае 1951 года. Или это была правильная война? Предотвращение победы коммунистов в Корее могло бы стать тем выключателем, который остановил третью мировую войну.