Новые немецкие кроссовки стали сенсацией в соцсетях. Они породили множество самых экзотических конспирологических теорий. Пользователей заинтриговал черно-белый узор на кроссовках – многие увидели в этом узоре черты лица Чарли Чаплина.
Впрочем, это еще самая безобидная теория. Другие пользователи усмотрели в узоре на кроссовках замаскированную нацистскую символику.
Сторонники этой конспирологической линии стали говорить, что подозрительные странные узоры – это неспроста, что создатели этой обувной фирмы братья Рудольф и Адольф Дасслеры были членами нацистской партии во времена Третьего рейха.
По этой версии, возможно, кто-то и сейчас в фирме тайно питает симпатии к нацистским взглядам братьев Дасслеров.
Разыскивать нацистские символы в одежде, на фотографиях – любимое занятие многих увлекающихся личностей, которые любят придумывать версии о заговорах. Когда это личная инициатива, можно посмеяться и забыть. Значительно серьезнее ситуация, когда поиском заговоров охвачена вся страна – как это было, например, в Советском Союзе.
Вспоминается, что даже на брошюре о работе VIII съезда Советов на портрете Сталина бдительные сотрудники Главлита нашли вражеский след: “Буквы, составляющие слово “Гитлер” отчетливо видны на груди”. И людей судили за хранение этой брошюры.
А сколько скрытых смыслов цензоры находили в книгах – от русской классики до детских сборников. Во время одного из юбилеев Пушкина саратовские фабрики выпустили праздничные тетради с иллюстрациями к произведениям поэта на обложках. А затем местные партийные органы, изучив эти тетради, стали направлять панические сообщения в Москву. Цитирую одно из таких сообщений по книге самарского историка и архивиста Михаила Тумшиса:
“На репродукции с картины художника Васнецова, “Песнь о вещем Олеге” на сабле Олега сверху вниз расположены первые четыре буквы слова “долой”, Пятая буква и расположена на конце плаща”.
Бдительные партийные работники поняли эти штрихи на иллюстрации так лозунг “долой компартию”.
В этой игре со смыслами активно участвовало и население - и внимательные пионеры находили фашистскую символику даже на своих значках. А в 70-х годах во время обострения отношений с Китаем популярной темой стали китайские ковры. В антологии современной российской литературы на сайте Проза.ру мне попался рассказ писательницы Томы Иветиной - с воспоминаниями друга отца:
“Как-то раз в город поступила партия китайских ковров. Они были очень красивы: яркие краски, затейливые узоры - мечта. Но ночью, когда мы выключили свет, на ковре появился светящийся портрет Мао Цзэдуна”.
Эта тема была весьма популярной в те годы. Говорили, что враги-китайцы, вышивали на коврах тайные знаки, чтобы напомнить советским людям о себе, напугать их.
Многочисленные городские легенды возникали не только по поводу Китая. Накануне московской Олимпиады 1980 года любители конспирологии нашли себе новую мишень - песню “Москау”, которую выпустила немецкая рок-группа “Чингисхан”.
Как рассказывал об этом журнал Story, в Москве пошли разговоры, что у этой песни кроме официального текста есть другой текст с тайным враждебным смыслом - и вот как в этих разговорах описывался тайный вариант песни:
Москау, Москау,
Закидаем бомбами!
Будет вам олимпиада,
Ох-ох-хо-хо-хо.
По словам Story, самое интересное заключалось в том, что власти поддержали этот бред: клип “Moскау” сняли с показа по телевидению, как раз из-за разговоров о тайном фашистскую послании песни, и за эту песню закрывали дискотеки, хотя на самом деле в ней не было ничего враждебного - наоборот, признание в любви к загадочной и романтичной Москве.