Водонапорные башни известны с древних времен - первоначально они создавались для регулирования напора и расхода воды в крепостях, замках, городах, для питьевых, хозяйственных нужд защитников, населения как в мирное время, так и при осаде неприятелем.
Дополнительная востребованность водонапорных башен в XIX веке была вызвана изобретением паровоза и строительством разветвленной сети железных дорог (ведь нужно было снабжать водой ремонтные мастерские и водозаправочные колонки), а также развитием промышленного производства на новых территориях, не имеющих сетей централизованного водоснабжения.
К 60-м годам XX века большая часть водонапорных башен утратила своё значение в связи с переключением станций и депо на центральную систему водоснабжения, однако и сейчас многие из них не только являются архитектурным украшением местности, но и по-прежнему используются по прямому предназначению. Например, в городе Тильзите (Советске) до наших дней сохранились все 3 башни.
1. Башня на холме Ангелов (Энгельсберг) - старейшая водонапорная башня Тильзита, построенная в 1898 году.
Воду подавали с водокачки на другом берегу реки Неман. Рядом с башней сохранились подземные бункера, в которых очищали и хранили воду. Сейчас бункера засыпаны землёй и мусором. Башня пострадала в январе 1945 года при штурме города, но лишилась крыши уже в мирное советское время.
В настоящий момент находится в заброшенном состоянии. Все металлические части с башни срезаны, остался лишь мощный остов.
Периодически в башне проходят мероприятия и концерты неформальной молодежи города Советска.
Памятник архитектуры местного значения, следовательно подлежит государственной охране.
2. Квадратная водонапорная башня (Водоканал)
Водонапорная башня была построена в Тильзите в 1912 году на водопроводной станции.
Башня в сечении имеет форму квадрата, до войны являлась самый высокой водопроводной башней Восточной Пруссии. Сейчас водонапорная башня принадлежит компании "Водоканал" и является крупнейшей в Калининградской области.
3. Привокзальная железнодорожная водонапорная башня
Железнодорожная водонапорная башня построена в Тильзите в 1916 году, заменила разрушенную во время Первой мировой войны водонапорную башню 1912 года постройки. Используется по своей прямой функции. С крыши открывается просто потрясающий по красоте вид, весь Тильзит, как на ладони. По соседству с башней находятся старинные "пряничные" домики, что также придает её выразительности...