Закарпатье в плане железнодорожном очень интересный регион. Здесь сходятся границы нескольких государств, благодаря чему железная дорога представлена путями как отечественной 1520 мм, так и европейской колеи 1435 мм.
Отечественная колея – это отдельная однопутная неэлектрифицированная ветка до Рахова, это главный двухпутный электрифицированный ход от границы со Львовской областью через Воловец и Мукачево до Чопа, это еще один ход, однопутный электрифицированный, который начинается от Чопа и идет через Ужгород до границы со Львовской областью. В районе станции Батево, расположенной между Чопом и Мукачево отходит однопутная неэлектрифицированная линия до Королево - Солотвина. Это основные линии колеи 1520 мм, имеются еще разные ветки хозяйственного значения, например, неэлектрифицированный обход чопского жд узла или до разного рода предприятий, горных выработок и т.п.
Но железнодорожное Закарпатье интересно и линиями европейской колеи 1435 мм. Помимо двухпутной ветки до словацкого населенного пункта Чьерна-над-Тисой, которая электрифицирована (одна колея 1520 мм, вторая 1435 мм), неэлектрифицированной линии (однопутная, но частично идет сплетение колеи 1435 и 1520 мм) до венгерской станции Захонь, имеются линии колеи 1435 мм внутрь Закарпатья. Так от Чопа до Мукачево-товарного на расстояние примерно 40 км прохоходят совмещено с одним из путей широкой колеи или параллельно с 1520 мм неэлектрифицированный путь 1435 мм. Там в Мукачево –товарном организован пункт перезгрузки между вагонами колеи 1520 и 1435 мм, который действовал в годы СССР и уже в Мукачево можно было наблюдать товарные вагоны европейских государств. Иногда я туда ходил. Правда локомотивы были наши ЧМЭ3 или М62 на колею 1435 мм, тогда СЖД, ныне УЗ.
Еще один путь колеи 1435 мм проходит совмещено с линией до Королево, где через Королево-Дьяково можно попасть в Румынию, т.е. можно транзитом через Закарпатье проехать на европейской колее.
Но, и наконец, напротив, колея 1520 мм уходит как вглубь Словакии до Кошиц (см. статью «Нестандартный словацкий электровоз на широкую колею.»), Венгрии, так и можно тразнитом через Румынию было проехать на колее 1520 мм из Солотвина до Рахова.
Но и третья колея – это боржавская узкоколейка 750 мм, см. материал «Боржавская узкоколейка. Краткий очерк и фотоотчет 2011 года».
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото автора и из открытого доступа сети «Интернет».
Другие материалы канала по теме железных дорог:
Тула-Орел-Ливны-Орел-Тула-2011. Архивные ж./д. фото
Полуэлектричка/полутрамвай в горах Словакии
Сентябрьская прогулка по станции «Козлова засека»