"Куличом и Пасхой" петербуржцы называют церковь Пресвятой Троицы, расположенную на пересечении проспекта Обуховской Обороны и улицы Грибакиных, за ее необычную архитектурную форму. Храм, выполненный в виде изящной купольной ротонды, и отдельно стоящая пирамидальная колокольня действительно очень напоминают традиционные пасхальные угощения - кулич и творожную пасху.
История строительства храма довольна интересна. В XVIII веке в районе станции метро "Пролетарская" располагалось село Александровское - имение генерал-прокурора Сената Александра Алексеевича Вяземского, видного государственного сановника при Екатерине II.
Получив в начале 1780-х годов назначение на должность директора Императорского фарфорового завода, Вяземский решает устроить неподалеку от места службы свою летнюю резиденцию и возводит в Александровском роскошную усадьбу.
В большом барском доме, окруженном великолепным парком, устраивали пышные праздники со спектаклями и фейерверками, на которые съезжалась вся петербургская знать. Не хватало в имении только усадебной церкви.
В 1783 году князь Вяземский получает от Синода разрешение на постройку храма и доверяет его строительство архитектору Николаю Александровичу Львову.
Князь уже был знаком с работами зодчего. В 1779 году по заказу Вяземского Львов сочинил программы аллегорических барельефов, прославляющих добродетели и победы Екатерины II, для "залы Общего Собрания Правительствующего Сената".
Сюжет одного из главных барельефов, уничтоженного впоследствии по указанию Павла I, был описан Гавриилом Романовичем Державиным, другом Львова и подчиненным Вяземского, принимавшим участие в разработке программы:
"Россия в образе царствующей монархини...вводит в храм правосудия Истину, Человеколюбие и Совесть...Вдали видна твердая призматическая пирамида. Она изображает непоколебимую купность тех трех добродетелей..."
"Храм правосудия", судя по воспоминаниям, был выполнен в виде ротонды с колоннадой. Императрице барельефы понравились, поэтому, задумав постройку усадебной церкви, Вяземский решает прославить государыню на территории своей летней резиденции и заказывает Львову постройку храма-ротонды.
Прославление императрицы - это не только следование существовавшей традиции: князь Вяземский не раз щедро одаривался государыней, а перед постройкой усадебной церкви она пожаловала ему 200 000 рублей. Храм должен был стать олицетворением и верноподданических чувств, и благодарности за оказанные милости.
Подтверждают намерения заказчика слова-посвящения с вензелями Екатерины II, которые вместо текстов из священного писания высечены на мраморных досках над порталами: "В память твоих щедрот начата в 1785 году", "Твои щедроты соорудили окончана в 1787 году".
Возведенная за два года шестнадцатиколонная ротонда больше напоминала парковый павильон, чем культовое здание.
Еще более оригинальна четырехгранная пирамида колокольни храма. Два ее нижних яруса занимают жилые помещения, и только звонница в верхней части, прорезанная арочными проемами и увенчанная крестом, напоминает о предназначении сооружения.
По воле Екатерины II храм был освящен имя Святой Живоначальной Троицы в 1790 году.
В XIX веке к ротонде были пристроены сени и ризница, которые исказили идеальную форму храма, задуманную архитектором.
Подлинных авторских чертежей церкви не сохранилось, но споров об авторстве Львова в литературе последних лет я уже не встречала. В ротонде и пирамидальной колокольне, крестах за золотом шаре, "воздушных" или "духовых" печах храма специалисты угадывают почерк архитектора.
С 1871 года при Троицкой церкви работала школа для бедных и богадельня. 15 декабря 1874 года в этом храме окрестили новорожденного сына штабс-капитана Василия Ивановича Колчака и его супруги Ольги Ильиничны Колчак - будущего адмирала Александра Васильевича Колчака.
На территории храма сохранилась могила священника Василия Евфимовича Китаева, который служил в Троицкой церкви с 1872 по 1911 год.
Судьбу "Кулича и Пасхи" можно назвать счастливой. Церковь не была разрушена в советские годы. С 1938 года, получив статус памятника архитектуры, использовалась как клуб и библиотека, а уже в 1946 году была открыта для богослужений.
В 1990-х годах на территории храма выросло одноэтажное административное здание, надстроенное позднее до двух этажей, поэтому оценить удивительный замысел архитектора Львова становится все сложнее.
И тем не менее круглая ротонда храма и пирамидальная колокольня более двух веков продолжают удивлять тех, кто входит в церковный дворик за невысокой оградой.
Возможно, вам будет интересно
О подвиге альпинистов-маскировщиков блокадного Ленинграда
Фотопрогулка по открывшейся Петропавловской крепости и Петропавловскому собору
"Зимогоры" и "шампаньолики". Дачная жизнь дореволюционного Петербурга