Найти тему

Образовательная реформа - кто-нибудь руководит этим бардаком?

Оглавление
Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

Несколько месяцев подряд общественность будоражила одна тема - станет ли дистанционное обучение постоянным или это лишь временное явление. Принятые законопроекты и другие решения ни ясности, ни успокоения так и не внесли. Невооружённым глазом видно, что всё, что происходит в школьном образовании и вокруг него, это не просто корректировки, вызванные временными трудностями и проблемами. Это в полном смысле слова реформа - масштабные изменения на далёкую перспективу. Как сказал в своё время В.И.Ленин про НЭП: "всерьёз и надолго". Остаётся открытым вопрос: а кто руководит проведением реформы общеобразовательной школы и каковы её цели и задачи? То есть, что должно получиться в итоге всего этого действа?

Кто руководит?

Итак, кто руководит всем этим реформаторским порывом? Первая мысль, которая приходит на ум - Президент РФ, затем - министр просвещения, глава Правительства, кто там ещё остался? Но, оказывается, ответ на этот, казалось бы простой вопрос не получается так быстро заполучить. Во-первых, ни один политический институт и ни одна знаковая политическая фигура не объявляли о начале какого-либо реформаторского движа. Ну, разве что Валентина Матвиенко что-то многословное и неопределённое про дистанционное обучение ("Валентина Матвиенко - путь от "Толерантности" до легитимации дистанционного обучения"), но Матвиенко - это надёжный как танк реализатор идей начальства, а никак не самостоятельный реформатор. Министр просвещения Кравцов С.С. появляется на сцене в этом качестве как раз вовремя ("Коронавирусный флешмоб продолжается - когда в школу?"), но и он явно не презентуется как инициатор и лидер реформы. Президент России Путин В.В. даже отметился собственным законопроектом о внесении изменений в закон "Об образовании в Российской Федерации" по части воспитания ("Президентский законопроект - собственно говоря, а что нового?"). Но и этот жест Президента не позволяет делать вполне обоснованный вывод, что именно он является основным локомотивом всего этого реформационного процесса. Справедливости ради стоит сказать, что министр просвещения постоянно, так сказать, в тренде, но явно не он его формирует, он лишь вовремя реагирует.

Какова основная идея реформы?

Какова же основная идея проводимой реформы? Чтобы попытаться уловить её, есть смысл вспомнить, какие законопроекты, в какой последовательности и по каким поводам поступали в Федеральное Собрание. Об этих фактах излагалось в других статьях канала, вниманием автор постарался не обойти ни одну законотворческую инициативу. Начиналось всё ещё даже до начала дискуссии вокруг возможности массового дистанционного обучения с помощью информационных технологий. Разразившийся очередной скандал вокруг насилия в школе был использован "придворным" учительским профсоюзом для усиления позиций своих лидеров ("Профсоюзный хайп - как с помощью бессмысленного законопроекта изображают защиту учителей"), но идея с введением отдельных норм вместо оптимизации работы действующих провалилась, несмотря на благие намерения повышения социального статуса учителей. Попутно продолжилась популистская игра в коммунизм - Федеральное Собрание одобрило президентский законопроект о бесплатном горячем питании школьников младших классов. Жест, конечно, красивый, но не только бесполезный, а даже вредный - что за блажь брать на себя ту часть заботы о детях вполне обеспеченных родителей, которую они должны нести сами. Если что, дети из семей многодетных и малообеспеченных и так пользовались льготами вплоть до того же самого бесплатного горячего питания в школах.

Катализатором дальнейших законотворческих мероприятий послужила заявленная пандемия и государственные мероприятия, объединённые под названием режим самоизоляции. Поначалу дистанционное обучение в общеобразовательных школах весной этого года вводилось на основе уже действовавших норм федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012. Хотя в сети Интернет и в СМИ постоянно дискутировался вопрос о том, нужно ли узаконить дистанционное обучение, такое "узаконение" уже существовало и существует всё в том же законе "Об образовании в РФ". Однако с большой помпой прошёл законопроект под патронажем спикера Совета Федерации Матвиенко В.И. о якобы придании дистанционному обучению законного вида (более подробно: "Валентина Матвиенко - путь от"Толерантности" до легитимации дистанционного обучения"), но на самом деле изменилось лишь то, что порядок дистанционного обучения для школ теперь Министерство просвещения должно разрабатывать само, а не согласовывать принятый Минобрнауки. Дальше больше - законопроект Президента о внесении изменений в закон "Об образовании в РФ" по поводу воспитательной работы ("Президентский законопроект - собственно говоря, а что нового?"): принципиально нового действительно ничего, кроме увеличения объёма писанины для учителей и администрации школ. Зато вокруг реакции на этот законопроект со стороны нового министра просвещения столько копий сломали! И опять шум вокруг очередной законотворческой инициативы представителей Совета Федерации - переход на дистанционное обучение в условиях угрозы либо уже наступившего чрезвычайного положения ("Власть плодит фейки против себя? - Новое законодательство о дистанционном обучении"). Но и в этом случае можно только увидеть странное стремление ещё раз закрепить в законе то, что и так узаконено. Есть, однако, один нюанс - по действовавшей редакции решение о введение дистанционного обучения с применением информационных технологий могли сами образовательные организации (школы в их числе). Новые изменения эту норму не отменили, но и не указали, кто именно принимает решение о введении дистанционки. Получается, что в особых условиях эта форма обучения должна наступать автоматически. В результате все телодвижения законодателей по узакониванию того, что уже законно, создали много шума и из возможных последствий имеют очень прозрачный намёк на усилении централизации принятия решений в системе общего образования ("Так было ли законным дистанционное обучение весной 2020 года?").

Ну и совсем недавно, 23 июня сего года фракция Государственной Думы "Справедливая Россия" во главе со своим лидером Мироновым С.М. внесла законопроект об отмене ЕГЭ и замене его ГВЭ, в очередной раз показав, что наши парламентарии не читают законы, изменения в которые собираются вносить ("Очередной законотворческий фейк - теперь от Миронова").

А что же с заглавным вопросом: кто-нибудь руководит всем этим "реформаторским курсом"? Да кто же его знает?!

И традиционное: заходите на канал, читайте, смотрите, комментируйте, ставьте like, если понравилось и не очень, кликайте на рекламу и подписывайтесь на канал.